Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество Н. А. Некрасова
Народ в споре о счастье

Цель: рассмотреть проблему - в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы.

Методические приемы: лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Эпиграф:

Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы?

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Поэма - путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредоточивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются семь мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, - самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они

находятся в диалектическом единстве, спаяны общностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все.

И. Работа с текстом

1. Выразительное чтение и анализ начала «Пролога» - «...А Пров сказал: царю...»

Первые слова - «В каком году...» - звучат как сказочное вступление. Из семи мужиков только два брата Иван и Митродор-Губины, а остальные, как в сказке, называются только по именам. Цифра «семь» - считается народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир сказки. Речь идет о Русской земле, и называет ее Некрасов не Россией, а Русью, что сразу придает рассказу необычайную широту. Но уже на фоне этой первой сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временно-обязанных» - и все приобретает остросовременный смысл.

    2. Беседа: вопросы и задания.

    - Проследить, как автор передает динамику нарастания спора, и на основе наблюдений сделать выводы по проблеме урока. Отметим прежде всего применяемые автором глаголы. Начало спора: все «заспорили», и каждый из крестьян - Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пров - свое мнение «сказал», а Пахом - «молвил». Продолжая спор, они «упираются, всяк на своем стоит», а в конце - «... перекоряются! Кричат - не образумятся»! Спор вспыхивает снова, во 2-й раз. И каждый из крестьян уже - «кричит» («Роман кричит...»), а вместо, ругательски ругаются, не мудрено, что вцепятся друг другу в волоса». (Подбор глаголов помогает автору создать ощущение спора, глубокой заинтересованности спорящих. Усиливает это впечатление характер сравнений, используемых автором: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь», «Идут, как будто гонятся за ними волки серые, что доле - то скорей».)

    - Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу? («Оживление» природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть «взбаламученное, крестьянское море»: все волнуется, движется, шумит. Но пьяное побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько еще в этом разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, темного:

И в правду: сами спорщики

Едва ли знали, помнили

О чем они шумят...

    И все же самый спор временно-обязанных мужиков говорит о значительных сдвигах в сознании крестьянства. Пробуждение активности крестьян, их самосознания ощущается уже в самом начале поэмы. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. Мужики из нищих деревень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?». Эта вековечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становится всеобщей, по- особому злободневной. Дорожная ссора мужиков все менее остается бытовой. Пьяная драка переросла в грандиозное побоище и стала своеобразным испытанием - очищением. После чуда -явления самобранной скатерти - мужики решают «дело спорное по разуму, по-божески, на чести повести», дают обет на подвижничество:

В домишки не встречаться,

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда не доведают,

Как ни на есть доподлинно,

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?)

Так, к концу «Пролога» семь мужиков уже становятся семью странниками-правдоискателями. Вопрос о счастье, который они будут решать, - не личный, а общественный, и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства. Речь идет о самом главном в жизни всего народа. Дорожная ссора становится все более великим спором. Все главные социальные силы русской жизни призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник, и царь. Семь странников- правдоискателей символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную народную Россию.

    - Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них. (Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? - возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья - это:

Богатство, владение собственностью

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревки скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Всеобщая покорность

Пойдешь ли деревенькою –

Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами –

Столетними деревьями

Преклонятся леса!

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!»

Неограниченная власть над людьми, ему принадлежащими

Ни в ком противоречия,

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!..

В рассказе об Ермиле Гирине имеется в виду

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой

    Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» - Как человек один!». Это почет «истинный».)

Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика - это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «откуда богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все.

    - Каким путем идет к счастью Ермила Гирин? (Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:

Однако знать желательно -

Каким же колдовством

Мужик над всей округою

Такую силу взял?

    В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».)

    - В чем же правда Ермилы Гирина?

(Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

Худую совесть надобно -

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...)

Итак, поистине ответа на вопрос - кто счастлив? - ставит странников перед решением других вопросов:

    - Что такое счастье?

    - Как счастья добиться?

    - Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение? (В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны. Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа - «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.)

    - Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом? (После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьминское, где идет веселый праздник - «ярмонка» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».)

    - Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики? (Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам народной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода».

    Встреча семи странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом-Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:

Леса нам не заказаны -

Видали древо всякое!

кончая социально-острыми:

Кость белая, кость черная,

И поглядеть, так разные, -

Им разный и почет!

А про себя подумали:

«Колом сбивал их, что ли ты

Молиться в барский дом?..

- Да, было вам, помещикам,

Житье куда завидное,

Не надо умирать! -

    обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними.

    После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» - они ответили так:

... Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..)

    - Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано?

    - Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье? (В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали.

    В поиски счастливого, в обсуждение вопроса - кто счастлив? - постепенно включается буквально весь народ. Не только странники, крестьянин Федосей, попик седенький, Матрена Тимофеевна, но и «молва народная», придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна.)

    - К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье? (Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, - воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.)

    - В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа? (Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения.

    Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом - что делать, чтобы счастье стало возможным?)

Таковы новые выводы, к которым пришли странники-правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.

Домашнее задание

    1. Ответить на вопрос: «К какому решению дела спорного привели странников-правдоискателей встречи со «счастливыми» и почему?

    2. Перечитать главы «Помещик» (I ч.), «Последыш» (II ч.).

    3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Идейный смысл изображения, помещичьей России» в решении проблемы о счастье и путях его достижения».

    4. По изученным темам письменно ответить на вопрос: Каковы особенности авторской речи в изображении народной жизни?

    5. Прочитать «Пир на весь мир». Рассказать «Про холопа примерного - Якова верного», легенду «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» и ответить на вопрос: в чем суть и внутреннее единство этих рассказов?

    6. Выучить наизусть «Пир...», «Русь» «Ты убогая...» - песня Гриши Добросклонова.

    7. Индивидуальное задание. Подготовить сжатый пересказ и сделать анализ легенд:

- «Про холопа примерного - Якова верного»;

- «О двух великих грешниках»;

- «Крестьянский грех».

Дополнительный материал

Необычен сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», определяют совместно эти группы и решают опросить представителей всех названных групп. Но впоследствии никто из опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым. А поскольку среди высших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества.

В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастливыми. Но ведь нелегко было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они.

Замысел Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, не вызывающим никаких сомнений в своей правдивости. Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?

- А вы как думаете?

Некрасов улыбался и ждал.

Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев.

- Этому? - спросил я.

- Ну вот! Какое там счастье!

И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца.

- Так кому же? - переспросил я.

И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой:

- Пья-но-му!

Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.

Это окончание поэмы в литературных кругах известно, по всей вероятности, не мне одному. Сообщаю его для провинциальных читателей». (Г. И. Успенский)