Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX - начала XXI вв.
Приложение

  Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся

• Глубина понимания сути вопроса и знаний литературного материала;

• умение делать ссылки на художественный текст, критическую литературу;

• аргументация высказываний;

• наличие оригинальности определений, собственной (творческой) позиции;

• умение интерпретировать и анализировать художественный текст;

• полнота и точность ответа.

  Критерии оценивания творческой работы

• Глубина осмысления темы, убедительность аргументации;

• уровень композиционного и языкового раскрытия темы;

• самостоятельность и оригинальность изложения материала;

• речевая грамотность и культура речи;

• богатство словаря, точность словоупотребления, стилистическое единство, грамматическая правильность.

1-й уровень: 10 заданий по 0,35 балла = 3 балла

2-й уровень: 5 заданий по 0,3 балла = 1,5 балла + творческое задание (3,5 балла) = 5 баллов

Шкала перевода процентного соотношения оценки знаний учащихся в 5-балльную систему оценивания

менее 50 %

«неудовлетворительно»,«2»

59 — 60 %

«удовлетворительно»,«3»

61 — 70 %

«хорошо», «4»

70 — 80 % и выше

«отлично»,«5»

«В записную книжку учителя...»

Информация к размышлению

• «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, — писал В. А. Сухомлинский, — мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

• Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для учащихся совершается на уроке.

• С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается.

• Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.

• Урок — это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим видеть наших учащихся успешными, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом.

• Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса...

• Урок — система социальная, которая может существовать только за счёт взаимодействия учителя и учащихся друг с другом.

• Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации.

• Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

• Современный урок обусловливается социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентоспособности его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества.

В качестве вывода. Задачи современного преподавателя — не преподносить знания учащимся, а создавать мотивацию и формировать комплекс умений учить самого себя.

Ответьте для самого себя на следующие вопросы

• Есть ли у вас внутреннее желание изменить урок, свою деятельность и деятельность учащихся на уроке, подходы к композиции урока?

• Хочу ли я (смогу ли я) развивать в своих учащихся любознательность, стремление стать лучше, познавательный интерес?

• Когда учащимся интересно учиться, а преподавателю интересно работать?

• Чья это проблема, если учащийся:

• лежит на парте во время занятий;

• спокойно читает книгу;

• постоянно не выполняет домашнее задание;

• разговаривает на занятии на посторонние темы;

• не выполняет установленные правила поведения на уроке?

• Когда урок хорошо проведён?

• Когда урок плохо проведён?

Успехов вам в нелёгком, но таком нужном труде!

Требования к структуре современного урока

• Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленить на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются средства её достижения);

• связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

• отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;

• обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащихся;

• продумать систему повторения и закрепления учебного материала;

• найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно спланированным продолжением урока и подготовкой к следующему, минимальным по объёму, своевременным и понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Памятки для учащихся

  Требования к сочинению-рассуждению

  В сочинении-рассуждении нужно:

• сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

• сформулировать позицию автора;

• высказать свою точку зрения;

• убедительно её доказать (привести не менее 2 аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

• изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

Объём сочинения:

• не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Как работать с исходным текстом

  1. Внимательно читаем предложенный текст.

  2. Определяем его тему (о чём говорится в тексте).

  3. Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).

  4. Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

  5. Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.

  6. Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою позицию, своё отношение к проблеме, поставленной в тексте.

На заметку! Своё сочинение по исходному тексту можно начать с цитаты.

Как готовиться к уроку внеклассного чтения

• Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.

• Прочти фамилию автора, название книги, издательства.

• Прочти предисловие или вступление.

• Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.

• Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

• Запиши заметки о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.

• Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой её стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть её своим товарищам.

  Словесное рисование картины по тексту

• Прочти рассказ или одну законченную часть.

• Определи количество картин.

• Подумай, какова идея каждой картины.

• Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т. д.

• Представь картину мысленно.

• «Нарисуй» картину словами.

  Работа над литературным произведением

  Стихотворение

• Как называется стихотворение? Кто его автор?

• Прочти стихотворение. О чём оно?

• Какие чувства автора выражены в нём?

• Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие слова тебе особенно нравятся?

• Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

• Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.

  Рассказ

• Как называется рассказ? Кто его автор?

• Прочти рассказ. Какие действия происходят в нём и когда?

• Назови действующих лиц. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из персонажей понравился и чем именно?

• О чём ты думал, читая рассказ?

  Басня

• Как называется басня? Кто её автор?

• Прочти басню. Какие события в ней описываются?

• Кто действует в басне?

• Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.

• Что осуждается в басне? Какова её мораль?

• Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.

• Что должен понять читатель из этой басни?

• Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.

  Статья

• Запомни, как называется статья и кто её автор.

• Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.

• О ком или о чём эта статья?

• О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

• Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.

• Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

• Что нового ты узнал из прочитанного?