Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX - начала XXI вв.
Урок № 105

Тема. Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии...»: проблемы и уроки литературы XX в.

Цель: учить учащихся самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать; развивать навыки и умения определять основные литературные направления начала XX в.; знать характерные линии развития мировой литературы XX в., идеологические и эстетические позиции писателей советского и постсоветского периодов; совершенствовать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-обозрение.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают материал, изученный в курсе литературы 11-го класса; самостоятельно оценивают литературные явления, умеют эту оценку адекватно обосновывать; определяют основные литературные направления начала ХХ в.; знают характерные линии развития мировой литературы ХХ в., идеологические и эстетические позиции писателей советского и постсоветского периодов; сопоставляют и критически оценивают проблематику произведений, пути и способы художественного разрешения поставленных вопросов в контексте нравственно-эстетических воззрений писателей; демонстрируют умение обобщать, оценивать современный поток искусства; активно участвуют в обсуждении темы урока.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Нравственное здоровье — увы! — остаётся одной из острейших проблем современного общества. Формирование нравственных основ личности современного старшеклассника — важнейшая задача уроков литературы, которым приходится конкурировать с валом низкопробной литературы на книжном рынке, а также со множеством новомодных программ на телевидении, призванных развлечь зрителя, увести его от насущных проблем действительности. «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество», — писал Гельвеций. В наше очень непростое время, когда попраны такие испокон веков присущие людям качества, как доброта, милосердие, отзывчивость, гуманность, именно уроки литературы формируют и развивают их. А помогает в этом бесценный источник знаний, интеллектуальный наставник и спутник человека, чудо, имя которому — книга. Искусство и литературу каждый человек изучает всю жизнь, порой этого даже не замечая. Читая самые незамысловатые повести, видя на экране инсценировки произведений классиков, обращая внимание на телевизионные заставки, которые порой представляют собой репродукции пейзажей старых и новых мастеров, иллюстрации к художественным классическим произведениям, посещая музеи и выставки, бродя среди архитектурных памятников, мы оказываемся в атмосфере искусства.

Конечно, школьные уроки не заменят знания истории искусства и литературы, но, думается, всё-таки сориентируют вас в литературной атмосфере прошлых эпох и современности. Уроки литературы носят в какой-то мере рекомендательный характер. Их цель — подсказать вам, как разобраться в бурном море литературных эпох, направлений, течений... Изучение литературы — это серьёзная постоянная кропотливая работа. Но работа приятная, радостная. Очень хочется, чтобы вы хорошо запомнили и применяли в своей жизни слова Ш. Монтескьё: «Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы». И сегодня на уроке мы ещё раз вспомним всё то, чему так настойчиво и упорно учились на протяжении многих школьных лет. Наш заключительный урок-обозрение — с элементами игры и состязательности.

Удачи вам в этом!

IV. Работа над темой урока

1. «Литературоведческая разминка» (работа в группах)

(Каждая группа представляет одно из литературных направлений.)

1-я группа. Реализм как литературное направление конца XIX — начала XX вв.

2-я группа. Модернизм: поиски новых принципов и форм изображения действительности.

3-я группа. Постмодернизм: разрушение эстетических и этических устоев в литературе.

Задание группам

  A) Создать (нарисовать) импровизированную эмблему литературного направления.

  Б) Всесторонне охарактеризовать предложенное литературное направление.

  B) Повторить биографические сведения и творчество писателей данного литературного направления.

  Г) Написать своё произведение-подражание (миниатюру) в излюбленном жанре одного из писателей данного литературного направления.

2. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)

• Прокомментируйте определения литературоведческих понятий, используя примеры из изученных вами в 11-м классе произведений.

1-я группа. Идеал — авторское представление о том, какими должны быть человек и мир, его окружающий; идеал определяет отношение и оценку автором изображённых в произведении событий и персонажей. Не следует путать понятие «идеал» с положительным героем, который лишь приближается к воплощению этого идеала.

Открытый финал — особенность построения литературного произведения, при котором развязка отсутствует, но на основании всего предшествующего текста читатель может сам предположить, домыслить какой-либо вариант завершения сюжета.

Проблематика — совокупность проблем в литературном произведении, в творчестве писателя и т. п. В зависимости от того, на какие стороны жизни обращает преимущественное внимание автор, проблематика бывает социальная, идейно-нравственная, философская, национально-историческая и т. п.

2-я группа. Резонёр — литературный персонаж, выражающий в произведении авторскую точку зрения на изображаемые события и действующих лиц; может принимать участие в действии и развитии сюжета, но нередко он изображается сторонним наблюдателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего.

Юмор — один из видов комического. В отличие от сатиры, юмор не отвергает комического в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную

и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением нормальной жизнерадостности, здорового оптимизма, помогает личности преодолевать драматические или даже трагические ситуации.

Колорит — использование художественных приемов и средств для достижения с их помощью исторической, национальной, бытовой и т. п. достоверности при создании художественного мира литературного произведения; различают: исторический колорит, национальный колорит, местный колорит и т. п.

3-я группа. Проблема — основной вопрос, поставленный в литературном произведении; по ходу произведения он может получать ответ, а может остаться и нерешённым.

Развязка — один из сюжетно-композиционных элементов, эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

Тип литературный — персонаж, в котором общечеловеческие, присущие целому ряду людей черты преобладают над чертами личными, индивидуальными, присущими только этой конкретной личности.

(А. Б. Есин, М. Б. Ладыгин, Т. Г. Тренина. Школьный словарь литературных терминов и понятий)

  3. «Практикум начинающего литературоведа»: анализ поэтических текстов (работа в парах)

• Сравните две лирические зарисовки — А. А. Фета и С. А. Есенина. При сопоставительном анализе обратите внимание на сходство тем, на различие образов, созданных поэтами, их отношение к увиденной картине, средства выразительности, ритмику.

* * *

Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, —

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

          (А. А. Фет)

Берёза

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветви

Новым серебром.

              (С. А. Есенин)

  4. Ролевая игра

• Представьте себя в роли режиссёра модного молодёжного театра. Какую из пьес, изученных на уроках литературы в 11-м классе, вы включили бы в репертуар театра? Почему?

   5. «Проба пера»

• Дайте развёрнутый устный (не более 300 слов) аргументированный ответ на вопрос: «Нужна ли человеку будущего книга?»

  6. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (работа в парах)

• Знаете ли вы, что такое кич? Приходилось ли вам встречать произведения или факты искусства, которые вы могли бы определить этим словом? Приведите примеры.

  Литературоведческий глоссарий. Кич (китч, нем. Kitsch «халтура», «безвкусица», «подделка», «дешёвка») — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

• К. Г. Паустовский утверждал: «Значение писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, обогащают ли они нас знаниями или прочитываются как забавный набор слов». Творчество каких писателей, изученных в курсе литературы 11-го класса, увлекло вас, какими мыслями обогатило?

• Какие изменения вы внесли бы в школьную программу по литературе в 1011-м классах и почему?

2. Литературно-музыкальная композиция

Учитель. Май на дворе, и нам грустно думать, что закончится последний учебный год — и мы расстанемся со своими любимыми писателями... Ведь за все годы обучения мы лучше узнали гениального Александра Сергеевича Пушкина, великих Иоганна Вольфганга Гёте и Уильяма Шекспира, гордого Джорджа Байрона, яркого и всегда современного Мольера, загадочного Михаила Юрьевича Лермонтова, проницательного и грустного Ивана Сергеевича Тургенева и многих других писателей и поэтов. Мы соприкоснулись с чудом их мастерства, полюбили их героев. И сквозь шелест страниц слышим голоса героев, с которыми познакомились в предыдущих классах. Они стали частью нашей жизни... Давайте внимательно послушаем, что они нам говорят. Вот, например, вы, доблестный рыцарь Айвенго!

Айвенго

Совесть, благородство и достоинство —

Вот оно, святое наше воинство!

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь!..

Посвяти ему свой краткий век!

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек!..

Учитель. Вы, уважаемый Дон Кихот!

Дон Кихот. Свобода — главное. Ради свободы можно и должно рисковать жизнью. И, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком!..

Учитель. А что бы хотели сказать нашим выпускникам вы, отважный Чайльд Гарольд?

Чайльд Гарольд

Война священна только за свободу,

Когда ж она — лишь честолюбья плод,

Кто бойнею её не назовёт?..

Учитель. Как трудно порой бывает в жизни! Как тяжело добиться успеха! А ведь существует формула жизненного успеха! Помните, ещё будучи шестиклассниками, мы искали её и нашли на страницах романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Вот и герой одноимённого романа.

Робинзон Крузо. Приветствую вас, друзья! Ум плюс труд равно успех! Так звучит универсальная формула жизненного успеха! Учитесь, трудитесь — и у вас всё получится!..

Учитель. Спасибо вам, друзья! Вы обогатили наши представления о жизни. Главное — мы учились у вас думать, искать истину, жить по совести. Спасибо и до свиданья! До новых встреч в мире литературы!..

(Звучит аудиозапись вокальной сюиты А. Б. Градского «До конца...».)