Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература 30-х гг. XX в.
Урок № 52

Тема. Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)

Цель: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.

Оборудование: тестовые задания (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Контроль знаний и умений учащихся

Комментарий. В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.

I вариант

1-й уровень

1. Прочитайте четверостишие, определите литературное направление, течение (реализм, символизм, акмеизм, футуризм).

Мы неведомое чуем

И, с надеждою в сердцах,

Умирая, мы тоскуем

О несозданных мирах.

            (Д. Мережковский)

а) Реализм;

б) символизм;            

в) акмеизм;              

г) футуризм.

Ответ: б.

2. Назовите двух главных героев романа Е. И. Замятина «Мы».

а) D-503, I-330;

б) R-13, Z-202;

в) Единое государство, Мефи.

Ответ: а.

3. Назовите автора стихотворных строк.

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

а) С. А. Есенин;

б) О. Э. Мандельштам;      

в) Н. А. Заболоцкий.

Ответ: в.

4. Укажите пропущенное слово: «Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради...».

а) заработка;

б) развлечения;          

в) денег;                

г) детей.

Ответ: б.

5. Укажите, кто из персонажей так описывается: «Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»).

а) Николай Николаевич;    

б) князь Василий Львович Шеин;

в) Желтков;              

г) Густав Иванович Фриессе.

Ответ: в.

6. Укажите год первой публикации романа «Мастер и Маргарита».

а) 1940;                  

б) 1960;

в) 1966.

Ответ: в.

7. Укажите, чем заканчивается роман «Мастер и Маргарита».

а) Помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя;

б) эпилогом;

в) исповедью Воланда.

Ответ: б.

2-й уровень

1. Напишите, к какому литературному течению относится творчество А. А. Блока.

2. Напишите, какой вклад внёс В. Я. Брюсов в теорию и историю русского стиха.

3. Назовите изобразительные средства в следующих строках:

И вижу берег очарованный

И очарованную даль...

            (А. А. Блок)

4. Напишите, какое место в творчестве В. В. Маяковского занимает сатира.

5. Объясните, какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края.

Творческое задание

Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Символика в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”»; «Любовь в жизни героев А. И. Куприна»; «Лирический герой поэзии раннего Маяковского»; «Споры о человеке в пьесе Максима Горького “На дне”»; «Проблема выбора в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”».

II вариант

1-й уровень

1. Прочитайте четверостишие, определите литературное направление, течение.

Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит матерьял.

Он вещество не укорял

За медленность и постоянство.

                    (С. М. Городецкий)

а) Реализм;              

б) символизм;

в) акмеизм;              

г) футуризм.

Ответ: в.

2. Укажите, как называлась последняя поэма В. В. Маяковского.

а) «Про это»;            

б) «Хорошо!»;

в) «Во весь голос».

Ответ: в.

3. Назовите автора стихотворных строк:

Руки милой — пара лебедей —

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

а) Б. Л. Пастернак;        

б) С. А. Есенин;

в) Н. М. Рубцов.

Ответ: б.

4. Укажите пропущенное слово: «...», — сказал господин из Сан-Франциско, и это были его последние слова.

  а) Прекрасно;

  б) отлично;

в) замечательно;          

г) обидно.

Ответ: б.

5. Укажите, кто из персонажей так описывается: «…приподнял красный футляр со стола и тотчас же брезгливо бросил его на место...» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)

  а) Васючок;              

  б) Николай Николаевич;

в) генерал Аносов;        

г) Желтков.

Ответ: б.

6. Укажите, в образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное.

а) Берлиоз;                      

б) мастер;

в) Понтий Пилат.

Ответ: в.

7. Укажите название сборника сатирических рассказов М. А. Булгакова, вышедшего в 1925 г.

а) «Стальное горло»;                    

б) «Записки юного врача»;

в) «Дьяволиада»;                        

г) «Роковые яйца».

Ответ: в.

2-й уровень

1. Перечислите символы поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

2. Напишите, как решается в лирике В. Я. Брюсова тема поэта и поэзии.

3. Назовите изобразительное средство в стихотворной строке: Летели дни, крутясь проклятым роем. (А. А. Блок)

4. Напишите, какие жанры представлены в творчестве В. В. Маяковского и какие из них весьма своеобразно трактуются поэтом.

5. Напишите, какие традиции русского фольклора нашли отражение в творчестве С. А. Есенина.

Творческое задание

Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Любовь в жизни героев И. А. Бунина»; «Роль художественной детали в рассказе И. А. Куприна “Гранатовый браслет”»; «Объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского»; «Черты романтизма и реализма в раннем творчестве Максима Горького»; «Смысл финала романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”».