Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Михаил Александрович Шолохов
Приложение

Тезисный план к сочинению «Григорий Мелехов в поисках правды»

I. Вступление

Образ Григория Мелехова как продолжение М. А. Шолоховым традиций русской литературы — изображения правдоискателей (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, Максим Горький и др.)

II. Основная часть

  1. Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характера — в истории семьи, в генетических качествах: трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.

  2. Стремление к нравственной истине — основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы согреться каждый».

  3. Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны, разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

  4. Убеждённость в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление её, уход на фронт «добрым казаком».

  5. Стремление обрести правду в ходе социально-классовых битв — исток трагедии Григория Мелехова: «К кому же прислониться?». Метания Григория

между красными и белыми — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать настоящую правду: «Одной правды нету в жизни».

  6. Положение Григория «между» и в семье, и в обществе:

• между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям казачества: подчинение отцу («как батя») и последующий уход из хутора, да ещё с чужой женой — неосознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);

• миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание страшной нелепицы войны, убеждённость в противоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»);

• большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);

• Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обречённых на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?».

  7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, сочувствие автора Григорию. Изображение Гражданской войны как трагедии всего народа.

III. Заключение

Изображение поисков правды простым человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творческая задача М. А. Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.

Тезисный план к сочинению «Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»

I. Вступление

• Название роману о крупных исторических событиях дала река;

• обилие картин природы, описаний природных явлений в романе;

• роль, которую картины и явления природы играют в романе.

II. Основная часть

  1. Неразрывность казачьего уклада и природы:

• зависимость казаков от состояния природы (неурожаи, засухи, морозы, пожары и т. п.);

• природное, циклическое время: «солнцеворот»;

• умение казака ценить красоту природы (Прокофий Мелехов);

• эпическое спокойствие картин природы в «мирных» главах романа (кн. I, ч. первая, гл. I);

  2. Природа и история:

• отрыв казаков от корней во время походов;

• земля под копытами боевых коней, посыпаемая осколками снарядов;

• описание жизни природы — антитеза человеческой жизни (кн. II, ч. шестая, гл. XXI; кн. III, ч. шестая, гл. XIII);

• казачья песня «Не сохами-то славная землюшка распахана...»: социальное явление (война) изображено как явление природное («распахана... копытами», «засеяна... головами» и т. п.) — природа в единстве с человеком.

  3. Отличие романтического пейзажа от психологического параллелизма:

• психологический параллелизм в фольклоре: природные процессы и душевные состояния человека развиваются параллельно, но при наличии их глубокого сходства они внутренне независимы друг от друга; природа выступает как равновеликая человеку сила;

• примеры психологического параллелизма в романе М. А. Шолохова (кн. I, ч. вторая, гл. XIII и XVIII; кн. IV, ч. седьмая, гл. I; XVI).

III. Заключение