Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Деревенская проза в современной литературе
Урок № 89

Тема. И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Цель: ввести учащихся в поэтический мир И. А. Бродского; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной поэзии в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: тексты стихотворений И. А. Бродского, портрет поэта, иллюстративный и музыкальный материал по теме урока, раздаточный материал для работы в группах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве И. А. Бродского; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в беседе, в аналитической работе в группах.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

  Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Иосиф Александрович Бродский — один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Его творчество в течение четверти века пользуется широкой известностью. Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но и одной из самых значительных фигур в современной мировой поэзии, его произведения переводили на все основные языки мира. Жизнь Бродского богата драматическими событиями, неожиданными поворотами, мучительными поисками своего места. Поэт родился и вырос в Ленинграде. С городом на Неве связаны первые шаги в поэзии. На рубеже 1950 — 1960х гг. в Ленинграде вокруг А. А. Ахматовой сложился кружок молодых поэтов. Евгений Рейн привёл в этот, по словам А. А. Ахматовой, «волшебный хор» и Иосифа Бродского. В начале 1960-х гг. Анна Ахматова назвала Бродского своим литературным преемником. И в дальнейшем именно с ним связывала надежды на новый расцвет русской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с Мандельштамом.

Известность к молодому поэту на родине пришла, увы, не с его поэзией, а с тем, что на Бродского обратили внимание власти и начали кампанию травли с использованием привычных шаблонов. И правда, Бродского нельзя было предсказать. В последние десятилетия XX в., в период кризиса скомпрометированных идеологий, когда само существование вечных нравственных и эстетических ценностей было взято под сомнение, Бродский писал о борьбе Добра и Зла, Правды и Лжи, Красоты и Безобразия.

IV. Работа над темой урока

  1. Погружение в тему урока: аналитическая работа с текстами стихотворений «Я входил вместо дикого зверя в клетку ...», «На столетие Анны Ахматовой», «Назидание» (XI) (см. домашнее задание предыдущего урока)

  А) Выразительное чтение стихотворений наизусть заранее подготовленными учащимися

Б) Аналитическая беседа

• Какое впечатление на вас произвели эти стихи? Какие чувства вызвало каждое из стихотворений?

• Чем они отличаются от слышанного вами ранее?

• Как вы думаете, какие из известных вам поэтов могли бы так написать?

• Что объединяет три услышанных вами стихотворения?

• Что бы вы могли сказать об их авторе?

2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве И. А. Бродского (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисные записи.)

Комментарий. С творчеством Иосифа Бродского учащиеся до 11-го класса, как правило, не встречаются. Именно поэтому учителю нужно детально познакомить учащихся с жизнью и творчеством этого поэта — нобелевского лауреата. В связи с этим в данном плане-конспекте урока предлагается полная предполагаемая тезисная запись жизни и творчества И. А. Бродского. Итак, восприятие с чистого листа.

Предполагаемая запись

1940, 24 мая — в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне родился Иосиф Александрович Бродский.

1955 — в неполные 16 лет, окончив 7 классов и начав 8-й, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». В течение 5 лет после ухода из школы работал истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. В то же время он очень много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.

1959 — знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой.

1960, 14 февраля — состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.

1961 — в Комарово Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. Иосиф становится одним из «ахматовских сирот».

1962 — во время поездки в Псков он знакомится с Н. Я. Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой — с Л. К. Чуковской.

1962 — Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и взглянул ...», «Ни тоски, ни любви, ни печали...», «Загадка ангелу» датируются тем же годом.

1963, 9 ноября — в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером, М. Медведевым и А. Иониным. В статье Бродского клеймили за «паразитический образ жизни».

1964, 13 марта — на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о тунеядстве наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан в Архангельскую область и поселился в деревне Норенская. В интервью С. М. Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. В ссылке Бродский изучал английскую поэзию.

1965 — Бродский по рекомендации К. И. Чуковского и Б. Б. Вахтина был принят в профгруппу писателей при Ленинградском отделении Союза писателей СССР, что позволило в дальнейшем избежать обвинения в тунеядстве.

1965 — большая подборка стихов Бродского и стенограмма суда были опубликованы в альманахе «Воздушные пути-IV» (Нью-Йорк).

1972, 12 мая — Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и поставили перед выбором: эмиграция или «горячие денёчки», то есть тюрьмы и психбольницы. Поэт выбрал эмиграцию. 4 июня Бродский вылетел из Ленинграда в Вену.

1981 — переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы, Бродский работал в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском.

1986 — написанный по-английски сборник эссе Бродского Less Than One («Меньше единицы») был признан лучшей литературно-критической книгой года в США.

1987 — Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за «всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии». Часть Нобелевской премии Иосиф Александрович выделил на создание ресторана «Русский самовар», ставшего одним из центров русской культуры в Нью-Йорке. Бродский являлся также лауреатом стипендии Макартура, Национальной книжной премии и был избран Библиотекой Конгресса поэтом-лауреатом США.

1990-е — в СССР начали печатать книги поэта.

1995 — Бродскому было присвоено звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину. Бродский откладывал приезд: его смущали публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы сопровождался его визит. Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи». Мотив возвращения и невозвращения присутствует в его стихах 1990-х гг.: в стихотворениях «Письмо в оазис» (1991), «Итака» (1993), «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки...» (1994), причём в последних двух — так, как будто возвращение действительно случилось.

1990 — Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии Соццани. С их общей дочерью он говорил по-английски.

1996, 28 января — Бродский умер от инфаркта в Нью-Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов — Венеции — на кладбище острова Сан-Микеле.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Рождественский романс» (см. домашнее задание предыдущего урока)

  А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

  Б) Аналитическая беседа

• Первая строфа «Рождественского романса» Бродского — это развёрнутая метафора, говорящая о луне. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите или опровергните его.

• Какие метафоры вы встретили в стихотворении? Какая из них показалась вам особенно выразительной?

• Какие эпитеты кажутся вам неожиданными, необычными?

• Перечитайте первую октаву. Можно ли сказать, что она написана в романтическом ключе?

• Можно ли сказать, что всё стихотворение — одна большая метафора?

• Прочитайте стихотворение ещё раз, выразительно, передавая с помощью ритма и интонации свои впечатления от текста.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Ниоткуда с любовью...»

  А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

  Б) Аналитическая беседа

• Какое впечатление вызвало у вас это стихотворение? Что показалось вам особенно непривычным в построении строф?

• Как его надо читать вслух, чтобы смысл его стал понятен? Как расставлять смысловые ударения?

• На сколько частей можно разделить это стихотворение? Где проходит линия раздела?

• Прочитайте первую часть вслух.

• Как вы понимаете приветствие? К кому оно относится?

• Перечитайте стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку...». С какой его строкой можно соотнести стихотворение «Ниоткуда с любовью…»?

  5. «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная исследовательская работа с текстом стихотворения И. Бродского «Пилигримы» (в группах)

• В каком возрасте поэт написал стихотворение «Пилигримы»? Что даёт этот факт для понимания стихотворения?

• Что означает слово «пилигримы»? Как они описаны в стихотворении?

• Каковы тема и идея стихотворения?

• Лирический герой стихотворения — один из пилигримов или сторонний наблюдатель? Как это доказать?

• Почему пилигримы изображены в постоянном движении? Какими языковыми средствами передано это движение? Что символизирует это движение?

• Какими средствами создаётся образ мира? Почему возникает этот образ в стихотворении?

• Почему в стихотворении дважды подчёркнуто, что «мир останется прежним»? В каком смысле мир останется «всё-таки бесконечным»?

• Каково значение антитезы в заключительных строках стихотворения?

Презентация результатов работы

6. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя

(Сопровождается показом фотопрезентаций.)

— Жизнь и творчество Иосифа Бродского, трагические и счастливые моменты его судьбы, интервью с ним и его собственные воспоминания стали основой литературно-музыкального представления «Ниоткуда с любовью ...», созданного режиссёрами Михаилом Козаковым и Владимиром Качаном (московский театр «Школа современной пьесы»). В спектакле представлены кинохроника, фотографии, рисунки поэта. Со сцены звучат не только прекрасные поэтические строки Иосифа Бродского, но и песни, романсы, баллады, написанные композиторами на его стихи. Место действия — Ленинград, где поэт родился и прожил тридцать два года до изгнания, затем Нью-Йорк и далее везде, где он жил, творил, путешествовал.

Бродский писал: «У каждой эпохи, у каждой культуры есть своя версия прошлого». Можно предположить, что спектакль «Ниоткуда с любовью. » — это своеобразная версия жизни поэта.

Иосиф Бродский, русский поэт, лишённый родины, американский профессор и нобелевский лауреат, обретший покой на острове мёртвых — венецианском кладбище Сан-Микеле. Надгробие сделал хороший знакомый Бродского ещё по Нью-Йорку, художник Владимир Радунский, они жили по соседству, их дети играли вместе (сейчас Радунский живёт в Риме). Получилось скромное, изящное, в античном стиле надгробие с короткой надписью на лицевой стороне на русском и английском: «Иосиф Бродский Joseph Brodsky 24 мая 1940 г. — 28 января 1996 г.». Правда, на оборотной стороне есть ещё одна надпись на латыни — цитата из его любимого Проперция: «Letum non omnia finit — со смертью не всё кончается».

Люди оставляют здесь камешки, письма, стихи, карандаши, фотографии, сигареты Camel (Бродский много курил) и виски. Вы хотели бы встретиться с Бродским? Извольте. Он здесь. Сделайте только шаг.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающее слово учителя

— На стихи И. А. Бродского писали песни Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Пётр Мамонов и другие авторы. По эмоциям и силе выражения чувств лирического героя стихи Бродского сильнее звучат в исполнении Дианы Арбениной, ведь музыка способна досказать всё, дополнить ощущения, дорисовать образ, созданный поэтом. Хотя, честно говоря, мне очень нравятся эти стихи в исполнении самого Бродского, благо сейчас есть возможность услышать их.

  2. Прослушивание аудиозаписи песни Дианы Арбениной на стихи И. А. Бродского «Я сижу у окна.»

VI. Домашнее задание

  1. Ознакомиться с поэзией Б. Ш. Окуджавы и В. С. Высоцкого.

  2. Опережающие задания (4 учащихся). Подготовить сообщения на тему «Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950 — 1990х гг.», «Поэзия Б. Ш. Окуджавы», «Поэзия В. С. Высоцкого».