Проверочные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2020


Проверочная работа № 15. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Вариант 1

• Прочитайте стихотворение Б. Окуджавы «Песенка о пехоте» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Песенка о пехоте

Простите пехоте,

что так неразумна бывает она:

всегда мы уходим,

когда над Землёю бушует весна.

И шагом неверным

по лестничке шаткой (спасения нет) ...

Лишь белые вербы,

как белые сёстры, глядят тебе вслед.

Не верьте погоде,

когда затяжные дожди она льёт.

Не верьте пехоте,

когда она бравые песни поёт.

Не верьте, не верьте,

когда по садам закричат соловьи:

у жизни и смерти

ещё не окончены счёты свои.

Нас время учило:

живи по-походному, дверь отворя.

Товарищ мужчина,

а всё же заманчива доля твоя:

весь век ты в походе,

и только одно отрывает от сна:

куда ж мы уходим,

когда за спиною бушует весна?

      (1961 г.)

1. К какому роду литературы относится стихотворение Б. Ш. Окуджавы «Песенка о пехоте»?

 Ответ: лирика.

2. Укажите термин, которым обозначается звуковое совпадение концов стихотворных строк (льёт — поёт, погоде — пехоте).

Ответ: рифма.

3. Как называется яркое образное определение, служащее средством художественной изобразительности (шагом неверным, бравые песни)?

Ответ: эпитет.

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олицетворение

2) анафора

3) старославянизмы

4) гипербола

5) риторический вопрос

Ответ:

1

2

5

5. Назовите средство художественной выразительности, основанное на употреблении соотносимых предметов или явлений:

Лишь белые вербы,

как белые сёстры, глядят тебе вслед.

Ответ: сравнение.

6. Как называется намеренное нарушение порядка слов в словосочетаниях, например, «доля твоя», «лестничке шаткой»?

 Ответ: инверсия.

7. Укажите размер, которым написано стихотворение Б. Ш. Окуджавы «Песенка о пехоте».

Ответ: амфибрахий.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Как в стихотворении воплощена тема воинской доблести?

Ответ:

 Первые песни Окуджава сочиняет на фронте, и они посвящены солдатским подвигам и победе. Будучи ярким представителем интеллигенции, Окуджава делал акцент на глубокий смысл текста, красоту стихов, с налётом мудрой грусти. Его песни пронизаны патриотизмом, любовью к Родине, преклонением перед подвигами простых солдат, непоколебимо веривших в нашу победу. Гордость за народ, победивший фашизм, очень эмоционально передаётся поэтом при помощи средств художественной выразительности, автор не скупится на метафоры и эпитеты, описывая героев, придавая более глубокий смысл обычным выражениям.

9. Какую роль играет повторяющийся во второй строфе стихотворения призыв «Не верьте пехоте...»?

Вариант 2

• Прочитайте стихотворение А. Фатьянова «Соловьи» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Соловьи

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна —

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

Вчера горячий был денёк,

Взметая пыль степных дорог,

В атаку шёл гвардейский полк.

Идти вперёд — солдатский долг.

И этот долг, как знамя, свят.

Семнадцать вёрст прошёл солдат.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

Но что война для соловья!

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

А завтра снова будет бой, —

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жён, от наших нив;

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

      (1942 г.)

1. К какому роду литературы относится стихотворение А. Фатьянова «Соловьи»?

Ответ: лирика.

2. Как называется сочетание стихотворных строк, объединённых интонационно и ритмически и представляющих собой смысловое целое?

 Ответ: строфа.

3. Укажите название фонетического приёма, который использует поэт для усиления выразительности поэтической речи:

Взметая пыль степных дорог.

В атаку шёл гвардейский полк?

Ответ: аллитерация.

4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повтор

2) метонимия

3) риторическое восклицание

4) неологизмы

5) сравнение

Ответ: 1 4 3

5. Весна и пение соловьёв противопоставлены в стихотворении драматизму войны. Укажите термин, которым обозначается противопоставление предметов или явлений.

 Ответ: антитеза.

6. Как называется художественное средство, представляющее собой яркое образное определение (горячий денёк)?

Ответ: эпитет.

7. Определите стихотворный размер, которым написаны следующие строки:

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Ответ: ямб.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. В чём заключается смысл повторяющегося призыва «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат»?

Ответ:

 Здесь поэт изображает нам портрет природы во время войны. Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнуть, чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно.

 Автор обращается к соловьям, просит их не петь: "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят… "

 Далее автор размышляет о позиции соловья ("Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят…").

 И снова автор обращается к описанию состояния солдата: "Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, где соловьи всю ночь поют, а в доме том солдата ждут."

 Автор дает характеристику соловьям — шальные. Характеристика верна, так как они мешают солдатам спать....

 9. Как в стихотворении воплощена тема дома?