Контрольные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной и др. - Л. Н. Гороховская 2020

Предисловие

Данное пособие адресовано учителю и учащимся, работающим по учебно-методическому комплекту под ред. В.Я. Коровиной.

В соответствии с программой и учебником «Литература. 8 класс» (авт.-сост. В. Я. Коровина) учителю рекомендованы итоговые контрольные работы для проверки уровня сформированное™ читательской грамотности учащихся.

Пособие даёт учителю комплексный материал для проведения итоговых контрольных работ, а учащимся предоставляет возможность самоподготовки и самостоятельного контроля знаний, полученных в процессе изучения курса литературы в 8 классе.

Заданиями разного уровня сложности проверяются знания о жизни и произведениях русских писателей, предусмотренных программой 8 класса, знание теоретико-литературных понятий, а также читательские умения и способы деятельности.

Каждая работа содержит задания различного характера и формата, которые составлены на основе художественных текстов, входящих в программу данного класса.

В вариантах используются задания следующих типов:

— задания с выбором ответов и с кратким ответом, ориентированные на базовый уровень сложности;

— задания с развёрнутым ответом, относящиеся к повышенному уровню сложности и требующие самостоятельной творческой деятельности учащихся;

— задания сопоставительного характера и с развёрнутым ответом в формате сочинения, относящиеся к высокому уровню сложности для данного класса.

В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения заданиями указанных типов и уровней сложности проверяются следующие знания, умения и способы деятельности:

— знание содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей;

— понимание ключевых проблем изученных произведений, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современного звучания;

— умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературных произведений, умение характеризовать героев и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— нахождение в литературных произведениях элементов сюжета, композиции, выявление изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания (элементы филологического анализа);

— нахождение в художественном тексте незнакомых слов и определение их значения;

— умение писать ответ на проблемный вопрос с использованием собственного жизненного и читательского опыта, обращаясь к цитированию художественного текста.

Оценка заданий

За основу критериев проверки ответов на вопрос, требующий прямого ответа объёмом 3 — 5 или 5 — 7 предложений, взяты критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом по литературе, принятые для итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).

В связи с этим необходимо отметить, что

— указание на объём (3 — 5 или 5 — 7 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности;

— каждое из правильно выполненных заданий с кратким ответом оценивается одним баллом.

Критерии проверки заданий с развёрнутым ответом, рекомендации к выставлению отметки учителем представлены в Приложении.