Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Античная лирика. Гораций. Традиции оды Горация в русской поэзии

    Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Горация, основными темами и мотивами его лирики; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения; сопоставить произведения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения); проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают сведения о жизни и творчестве Горация, основные темы и мотивы его лирики; понимают своеобразие античной лирики, философский характер стихотворений; умеют воспринимать, выразительно читать и анализировать стихотворения Горация в различных переводах, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять переводы стихотворения Горация «Я памятник воздвиг...» М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

    • Какую культуру называют античной?

    • Что вы знаете об эпохе античности из ранее изученного по истории и литературе?

    • Приведите примеры влияния античности на культуру последующих эпох.

    • Каково значение античной культуры для развития человечества?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Когда мы ведём речь о греческих богах, наверняка у кого-то возникает вопрос: разве имя бога войны в классической мифологии — Арес, а богини любви — Афродита? А где же Марс, Венера? Они ведь более известны. В их честь названы планеты нашей Солнечной системы.

Первые имена — греческие, вторые — римские. Античная классика — это греко-римский мир. В нём греки были первыми, но римляне, восприняв их культурное наследие, распространили его по всей Европе вместе со своим языком — латынью. И после падения Рима латынь более тысячи лет оставалась языком европейской науки, философии, поэзии, дипломатии.

Развитие римской культуры было стремительным именно потому, что у неё были такие сильные предшественники и учителя.

Говоря, что первый из великих лириков Рима — Катулл особенно близок и понятен нам, современным людям, неповторимостью личного чувства, прозвучавшего в его стихах, не утрируем ли мы? Может быть, именно потому поэты Древнего Рима и остались в памяти культуры как образец для подражания, что, вглядываясь в себя, прислушиваясь к собственным переживаниям, они сумели придать им всеобщее выражение. Классического поэта отличает умение сказать то, что чувствуют все, но никто не может выразить так совершенно. Признанное первенство в этом принадлежит Горацию.

Квинт Гораций Флакк — выдающийся поэт «классического» периода римской литературы, первостепенный поэт Рима, один из самых главных представителей литературы августова века.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание сообщения о жизни и творчестве Горация (см. домашнее задание предыдущего урока)

— Квинт Гораций Флакк родился в Венузии, старинном городке Южной Италии, в семье вольноотпущенника. Отец его, скопивший небольшое состояние, всячески старался облегчить сыну доступ в привилегированные слои общества. Молодой Квинт Гораций Флакк получил блестящее литературное образование в Риме и философское — в Афинах. Как большинство прогрессивных людей своего времени, он считал себя последователем эпикурейской философии. Будущий поэт отдал дань политическому свободомыслию: во время гражданской войны, вспыхнувшей в 44 г. после убийства Цезаря, он боролся за республику под знаменем Брута. После поражения республиканцев, воспользовавшись амнистией, он вернулся на родину. К этому времени относится начало литературной деятельности Горация. В противоположность Вергилию, он всегда старался держаться подальше от двора. В своём творчестве Гораций сравнительно мало касался острых политических тем, редко и весьма сдержанно возносил хвалы императору. Личное счастье, которое он видел в безмятежности духа и в умении довольствоваться «золотой серединой» (принадлежащее ему крылатое выражение), гимны вину и любви, борьба с суетными страстями и пороками — темы поздних стихов Горация. Гораций был великолепным мастером стиха. Его литературное наследие состоит из нескольких сборников од и сатир, а также «Посланий», где особенно примечательна «Наука поэзии», содержащая изложение взглядов автора на литературу. Ни один поэт древности не издавался и не изучался так много, как Гораций, особенно начиная с эпохи Возрождения. Его поэзия оказала большое влияние на всю новоевропейскую лирику. В русской литературе влияние Горация ощутимо в творчестве Ломоносова, Державина, Пушкина и других поэтов.

2. Объяснение учителя «Из секретов литературоведения» (Учащиеся составляют тезисы.)

— «Сатиры» — этот сборник Горация был издан поэтом в двух книгах в 30-х гг. I в. до н. э. «Сатиры» представляют собой беседы на бытовые и философские темы. Иногда это диалог с воображаемым собеседником. Нередко в них высмеиваются и реальные современники поэта. В «Сатирах» Гораций рассказывает о себе, говорит о своём низком происхождении, вспоминает своё прошлое, когда он выступал защитником республики, формулирует философию покоя и умеренности. Несколько сатир посвящены литературным проблемам. В них автор излагает свои взгляды на творчество, более подробно изложенные им позднее в «Науке поэзии», где он советует поэтам написанное «девять лет хранить без показу». Сатиры Горация отличаются высокими стилистическими и поэтическими достоинствами.

«Оды» — под таким названием известен сейчас сборник лирических стихотворений Горация, переписанных в трёх книгах в 23 г. до н. э. Римляне называли лирические стихотворения словом «carmina» («песни»). Термин «ода», заимствованный из древнегреческого языка, где он выступает в значении «песня», в античности совсем не обязательно связывался с произведением, написанным в торжественно-патетической форме. Лирика Горация отличается тем же характерным свойством, что и всё его творчество, — интеллектуализмом.

Оды Горация чрезвычайно своеобразны. Это лирика особого типа, отличающаяся от современной лирической поэзии с её субъективизмом, пронизанностью личными настроениями и чувствами. Оды — лирика размышления, где жизненные факты становятся предметом своего рода философского осмысления, входят в систему особой «жизненной мудрости», с точки зрения которой автор стремится помочь читателю выбрать правильный жизненный путь, облегчить ему горести существования, поднять в высшую сферу искусства.

Тематика сборника весьма разнообразна. В нём есть группа дидактических, или «увещательных», стихотворений о смысле жизни и о счастье в горациевском понимании. Многие оды представляют собой размышления о любви и дружбе. Здесь есть и застольная лирика, в которой поэт славит «скромного Вакха». Особый раздел составляют оды на политические темы, которых Гораций коснулся, хотя и весьма осторожно и сдержанно, в связи с борьбой между Августом и Антонием. Заканчивается сборник знаменитым «Памятником», который много раз переводился в позднейшие времена и служил образцом для подражаний. У нас его переводили Ломоносов, Фет, Брюсов. Реминисценции из этого стихотворения очевидны в «Памятнике» Державина и «Памятнике» Пушкина.

3. Словарная работа

Учитель. Хоровая лирика, восхваляющая человека, переживёт ещё свой величайший взлёт в творчестве одного из самых прославленных поэтов античности — Пиндара.

Пиндар (ок. 518 — 438 гг. до н.э.) прославлял победителей спортивных состязаний, каковых в это время в Греции было множество, помимо Олимпийских игр. Тот, кто выигрывал, считался избранником богов, восторжествовавшим над судьбой. Такой жанр назывался эпиникий и навсегда стал образцом для торжественной оды.

Поэзию Пиндара будут сравнивать с могучим потоком, который, родившись на вершине горы, мощно устремляется вниз, не зная преград на своём пути. Таково поэтическое вдохновение. Для него есть даже более подходящее слово — «восторг».

Гораций принадлежит к тем поэтам, кто заново пересматривает и приводит в порядок всё, что было сделано предшественниками. Основным лирическим жанром для Горация была ода.

Запись на доске

Ода по-гречески значит «песнь». Среди всех лирических жанров это самый высокий, но не всегда возвышенный. Европейская поэзия знает два типа од: пиндарические и горацианские. Энкомии Пиндара, называемые одами, воспевали событие, имеющее общественное значение и отмеченное волей богов. Гораций смирил восторг разумом и сделал оду выражением разнообразных чувств, переживаемых и обдумываемых обычным человеком.

    4. Аналитическая работа с текстами переводов оды Горация «Я памятник воздвиг ...»

а) Вступительное слово учителя

— Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается ещё в античной поэзии. Так, ода Горация «К Мельпомене» в переводе М. В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина о памятнике. Основные её аспекты — процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина.

Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы. Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

б) Чтение и анализ стихотворений

    • Прочитайте переложение оды Горация «К Мельпомене» («Памятник»), созданное М. В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения.

    • Каким способом поэт придаёт своим стихам торжественность и чеканность?

    • Перечитайте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Определите его тему и основную мысль.

    • Каким размером написано стихотворение, какие в нём рифмы?

    • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

    • Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина «Памятник». Определите тему и основную мысль.

    • Какова жанровая специфика стихотворения?

    • Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.

    • Найдите в стихотворении А. С. Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

    • Что общего в композиции этих стихотворений?

    • В чём же сходство и различие поэтических позиций авторов? В чём своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии?

    в) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

    • Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г. Р. Державиным, а не более близкий к подлиннику перевод М. В. Ломоносова?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Что отличает греческую поэзию от римской?

    • Была ли первоначально поэзия письменной или устной, хоровой или индивидуальной?

    • Сохраняет ли римская элегия обязательные формальные особенности элегического стиха? Чья поэзия отмечена элегичностью?

    • Чем горацианская ода отличается от пиндарической по своему тону?

    • Свойственно ли Горацию желание воспеть героев или выступить в героической роли?

2. Заключительное слово учителя

— Лирика Горация насыщена мыслью и представляет в этом отношении совершенную противоположность лирике его римского предшественника Катулла. Мысль и воображение преобладают у Горация над чувством, и тематика выходит далеко за сферу непосредственных субъективных переживаний. Сознательность творчества — характерная черта Горация. Будущий автор «Науки поэзии» с большим вниманием относится к теоретическим вопросам, и поэтическая практика никогда не расходится у него с теоретическими постулатами. Сатиры действительно отличаются и ораторскими, и поэтическими достоинствами. Сохраняя в целом тон непринуждённой беседы, Гораций блещет богатством стилистических оттенков; то фамильярный, то пародийно-приподнятый стиль сатир всегда остаётся наглядным и выразительным.

Гораций — поэт мысли и вместе с тем мастер сильного, сжатого слова и чёткого, конкретного образа. Все эти моменты уже наличествуют в его раннем творчестве, но поэту не всегда удаётся создать из них единое художественное целое, и образная сторона оказывается нередко лишь иллюстрацией для отвлечённого рассуждения. Большей целостности Гораций достигает в своих позднейших произведениях.

В русскую поэзию темы и мотивы Горация входят с Кантемиром, встречаются у Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Майкова, не говоря уже о многочисленных писателях меньшего значения. Однако характер освоения Горация в новое время был далеко не однороден, и различные стороны его творчества использовались разными литературными направлениями. Там, где «анакреонтика» XVIII в. находила усталую философию покоя и наслаждения, писатели молодой буржуазии ценили свежую реалистическую и сатирическую струю. Как художник, как мыслитель, как теоретик литературы Гораций в течение ряда столетий находил восторженных поклонников, но нередко встречал и суровое осуждение. Судьба его произведений в веках воспроизводит литературный облик поэта со всеми противоречиями его творчества.

VI. Домашнее задание

    1. Выучить наизусть оду Горация «Памятник».

    2. Прочитать поэму Данте Алигьери «Божественная комедия».

    3. Индивидуальные опережающие задания (5 — 6 учащихся). Подготовить сообщения о жизни и творчестве Данте, выразительное чтение сонетов (см. в уроке № 100).