Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Грибоедов
А. С. Грибоедов Горе от ума. Фамусовская Москва. Век нынешний и Век минувший в комедии

Цели: помочь учащимся уяснить идейное содержание комедии «Горе от ума»; показать суть личного и общественного конфликтов пьесы; раскрыть понятия «фамусовская Москва», «век нынешний», «век минувший»; совершенствовать навык аналитической работы с драматическим текстом; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции.

    Оборудование: учебник, текст комедии «Горе от ума», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии, суть личного и общественного конфликтов пьесы; раскрывают понятия «фамусовская Москва», «век нынешний», «век минувший»; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейном содержании пьесы.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа «Вспоминая прочитанное...»

    • Какой исторический период в жизни русского общества отражён в комедии «Горе от ума»?

    • Какой художественной приём лежит в основе композиции комедии «Горе от ума»?

    • Какие конфликты представлены в пьесе?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Комедия Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает собой новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. Эта пьеса новаторская и по своей форме. Её художественное новаторство проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ отражает в себе концентрированно конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.

В основе комедии лежит острый конфликт (противоречие). О содержании конфликта Грибоедов так писал поэту и драматургу П. А. Катенину: «...девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих.» В тексте комедии всё это развернуто и представлено очень живо, убедительно, психологически достоверно.

Действие в комедии с самого начала развивается в двух направлениях, тесно между собою связанных: в психологическом, личном (любовь Чацкого к Софье) и в общественном (конфликт между Чацким и фамусовским обществом)

Представителем нового, прогрессивного дворянства является Александр Андреевич Чацкий. Чацкому противостоят не отдельные личности, а вся «фамусовская Москва». Так что же это такое — «фамусовское общество», «фамусовская Москва»?

В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной

жизни, традиции старины... Такой предстаёт перед нами Москва в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника и тёзки — Александра Сергеевича Грибоедова. А. С. Грибоедов называл свою комедию «Горе от ума» «сценической поэмой». В известном смысле она может быть названа поэмой о Москве. Употребляя термин «Москва», автор комедии, за редкими исключениями, имел в виду ограниченный смысл этого слова, то есть барское общество Москвы. Москву, изображённую в комедии «Горе от ума», не случайно называют не просто «барской», а «фамусовской Москвой». Говоря о Москве, мы должны видеть в ней и реликты XVIII в., эти опавшие листья когда-то пышно цветшего дерева, и новые весенние побеги, которые так поднимут в грядущих десятилетиях значение Москвы в историческом пути России.

Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Какими же «тузами» гордился Фамусов? Кого имел в виду Грибоедов в этих словах своего персонажа? Фамусов, Скалозуб, Молчалин... Чем живут эти люди, к чему стремятся?

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока: словесное рисование

    • Словесно нарисуйте первые сцены пьесы. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления?

Предполагаемый ответ

Дом Фамусова представляет собой особняк, выстроенный в стиле классицизма. Первые сцены происходят в гостиной Софьи. Диван, несколько кресел, столик для приёма гостей, закрытый шкаф, на стене большие часы. Справа дверь, которая ведёт в спальню Софьи. Свесившись с кресла, спит Лизанька. Она просыпается, зевает, оглядывается и в ужасе осознаёт, что уже утро. Стучится в комнату Софьи, пытается заставить её расстаться с Молчалиным, который находится в комнате Софьи. Та не откликается, и Лиза, чтобы привлечь их внимание, встаёт на стул, передвигает стрелки часов, которые начинают бить и играть.

Лиза выглядит взволнованной. Она быстрая, находчивая, стремится найти выход из сложной ситуации. Фамусов в домашнем халате степенно входит в гостиную и, как будто крадучись, подходит сзади к Лизе и заигрывает с ней. Он удивлён поведением горничной, которая, с одной стороны, заводит часы, громко говорит, с другой — предупреждает, что Софья спит. Фамусов явно не хочет, чтобы Софья знала о его пребывании в гостиной.

Чацкий врывается в гостиную бурно, порывисто, с выражением радостных чувств и надежды. Он весел, остроумен.

2. «Театр на уроке»

а) Аналитическое чтение по ролям отрывка из комедии «Горе от ума» — действие первое, явление 7 (разговор Чацкого с Софьей, состоявшийся при их первой встрече после длительной разлуки)

    • Прочитайте в лицах 7 явление действия первого.

    • Как входит Чацкий (мимика, жесты, манеры, стиль речи)?

    • Как его встречает Софья?

    • Составьте режиссёрский комментарий к диалогу Чацкого и Софьи.

    • Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью и враждебностью?

    • Что Чацкого больше всего поразило в Софье и почему он не сразу понял, что она любит не его, а Молчалина?

    • Как в этом фрагменте обозначены главные узлы конфликта пьесы?

    • Отметьте при чтении моменты, в которых главный герой явно наталкивается на стену неприятия. Ощущает ли её сам Чацкий?

    • Как Чацкий характеризует Москву Фамусова и общих знакомых? Процитируйте наиболее хлёсткие его оценки.

    • За что он критикует московское общество?

    • Каким тоном — серьёзным, мечтательным, ироничным — Чацкий произносит фразу: «И дым Отечества нам сладок и приятен!»?

    • Почему насмешливо-критические суждения Чацкого вызывают раздражение Софьи?

    • В какой момент беседы с ним она впервые произносит реплику «в сторону»? Что это за реплика и чем она вызвана? Справедлива ли, с вашей точки зрения, содержащаяся в ней оценка героя?

    б) Аналитическое чтение по ролям отрывка из комедии «Горе от ума» — действие второе, явление 2 (беседа Чацкого и Фамусова)

    • Между главными героями комедии возник спор, затрагивающий нравственно-общественные вопросы жизни. Определите мировоззренческие позиции участников словесной дуэли.

    • В чём причина возникновения конфликта между Чацким и Фамусовым?

    • Что защищает каждый из них? Кто из спорщиков вам кажется более убедительным?

    • Какие принципы и обычаи «фамусовского общества» опровергает Чацкий?

    • За что критикует Чацкого и ему подобных молодых людей Фамусов?

    • Слышат ли спорщики друг друга? Подтвердите своё мнение цитатами.

    • Что нового мы узнаём о Фамусове и Чацком из второго действия?

    в) Аналитическое чтение монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...» (действие второе)

    • Чем раздражён Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к его концу?

    • О чём свидетельствует его монолог? Отыщите приёмы создания комического в монологе Фамусова.

    • Из-за чего происходит «схватка» Чацкого с Фамусовым?

    • Какие идеалы отстаивает каждый из них?

    • Как ведут себя герои во время «схватки»?

    • Какова сюжетная роль Скалозуба?

    • Согласны ли вы с мнением Чацкого, что «век минувший» ушёл в прошлое?

    г) Выразительное чтение наизусть монологов Фамусова («Вкус, батюшка, отменная манера») и Чацкого («А судьи кто?..»)

    • Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова во втором действии комедии?

д) Обобщение учителя

— Чацкий близок революционерам, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из первого действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. В последующих эпизодах Фамусов высказывает своё мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Всё это создаёт определённое представление о Фамусове. Этот крепостник считает законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства. Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, добрым». Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе «А судьи кто?..». Он возмущён, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет». Речь Фамусова — это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет в некотором роде остроумие.

3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

    • Какие два лагеря русского дворянского общества начала XIX в. представляют Фамусов и Чацкий? Можно ли утверждать, что граница между этими лагерями совпадает с границей между поколениями «отцов» и «детей»? Аргументируйте свою точку зрения.

    4. Коллективная работа по составлению обобщающей таблицы «Герои комедии “Горе от ума”» (запись на доске и в тетрадях)

    Комментарий учителя. Специфика конфликта, жанровое своеобразие, особенности языка и стиля комедии использованы автором для достижения главной цели — показа борьбы двух эпох русской жизни, «века нынешнего» и «века минувшего». Грибоедов — новатор своего времени. Отступая от канонов классицизма, он превышает допустимое количество действующих лиц, вводит в комедию большое количество внесценических персонажей. Все образы в комедии мы можем разделить на три группы: главные герои — они участвуют в личном конфликте (Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные и внесценические. Ко второй группе относятся гости фамусовского танцевального вечера. К третьей относятся все внесценические персонажи, о которых мы узнаём из диалогов действующих лиц на сцене. Такая система персонажей неслучайна. Главные герои представлены нам крупным планом, второстепенные дополняют их, помогая наиболее глубокому раскрытию образов, а внесценические персонажи расширяют пространственные и временные рамки пьесы. «Горе от ума» — комедия реалистическая, соответственно все действующие лица — это воплощение типичных черт типичных характеров в типичных обстоятельствах. Таких героев можно разделить на два больших лагеря — представители «века минувшего» и представители «века нынешнего».

Герои комедии «Горе от ума»

Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

Павел Афанасьевич Фамусов и сторонники его взглядов и убеждений:

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

• Софья Павловна, его дочь;

• Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме;

• полковник Скалозуб Сергей Сергеевич;

• Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович;

• Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми;

• Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка;

• Антон Антонович Загорецкий;

• старуха Хлёстова, свояченица Фамусова;

• Г. Н. и Г. Д.;

• Петрушка, слуга Фамусова Репетилов

• Александр Андреевич Чацкий;

• двоюродный брат Скалозуба;

• племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах) с последующей презентацией результатов работы

    • 1-я группа. Что означают понятия «век минувший» и «век нынешний»? Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова во втором действии комедии?

    • 2-я группа. В 5-м явлении второго действия Скалозуб и Фамусов произносят несколько слов о двоюродном брате Скалозуба. Как они к нему относятся? Чем близок этот человек Чацкому?

    • 3-я группа. Какие высказывания Скалозуба в 5-м явлении второго действия свидетельствуют о том, что он принадлежит к числу сторонников «века минувшего»? Что он сказал, выслушав монолог Чацкого «А судьи кто?..»? Что проявилось в словах Скалозуба — глупость или хитрость?

2. Обобщающее слово учителя

— Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» происходит между двумя героями комедии Грибоедова «Горе от ума» — Фамусовым и Чацким. В их монологах звучит полное противопоставление, основанное на контрасте: отношение к службе, к вольности, к власти, к «веку минувшему», к иностранцам, к просвещению, к нравам. И сам Чацкий, и его конфликт с фамусовским обществом были порождены преддекабристской эпохой, когда на историко-культурной арене России столкнулись два «века», два мира, два лагеря, один из которых защищал порядки «дедовской» самодержавной России, а другой — страстно жаждал обновления государственного строя. «Чацкий начинает новый век, — и в этом его значение...», — утверждал И. А. Гончаров. Эти слова писателя можно отнести и ко всей пьесе в целом.

VI. Домашнее задание

    1. Проблемно-поисковое задание. В тексте комедии есть подсказки, позволяющие ответить на вопрос: «Фамусов — знатный барин?». Найти эти подсказки, прокомментировать их.

    2. Опережающее задание. Подготовить цитатный материал к характеристике Софьи и Молчалина.