Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Древнерусская литература
Литература древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы

    Цели: дать учащимся понятие о литературе Древней Руси как средневековом искусстве слова и ветви мировой литературы; продолжить знакомство с произведениями древнерусской литературы; ознакомить учащихся с исторической основой и историей открытия «Слова о полку Игореве»; совершенствовать навыки анализа художественного текста и построения историко-литературных связей; помочь почувствовать нравственное, эстетическое воздействие культурного наследия на духовную жизнь человека.

    Оборудование: учебник, таблица, текст «Слова о полку Игореве», раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о литературе Древней Руси как средневековом искусстве слова и ветви мировой литературы; знают об исторической основе и истории открытия «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и определяют историко-литературные связи.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Какое значение имеет древняя литература для нас? Актуальна ли для нашего времени литература Древней Руси? Да, актуальна — и ещё как! Памятники культуры и истории молчат без памятников письменности, и прежде всего без памятников литературы, которая в Древней Руси была и исторической, и нравственно-поучительной, а в совокупности этих двух основных тенденций древнерусской литературы — высокопатриотической.

Чтобы понять богатство идей современной литературы, великой гуманистической русской литературы XIX и XX вв., её высокие идеалы и высокое мастерство, знание древнерусской литературы совершенно необходимо. Богатство русского языка — итог почти тысячелетнего развития русской литературы. И уже в древнерусской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности языка. Уже в древней русской литературе мы находим высоконравственные идеи — идеи, не утратившие своего значения и для нас, идеи глубокого патриотизма, сознание высокого гражданского долга. И они выражены с такой силой, на какую был способен только великий народ — народ с гигантским духовным потенциалом.

В древней русской литературе мы находим произведения, чтение которых доставляет нам удовольствие одновременно нравственное и эстетическое. В Древней Руси была красота нравственной глубины, нравственной тонкости и одновременно нравственной мощи. Приобщиться к древней русской литературе — великое счастье и великая радость.

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

    • Из курса истории вспомните и расскажите о развитии культуры Древней Руси.

    • С какими литературными произведениями Древней Руси вы познакомились в предыдущих классах? Какие темы в них поднимались?

    • Что вы знаете о «Повести временных лет» и её авторе?

    • Вспомните, о каких правилах поведения писал Владимир Мономах в своём

«Поучении...».

2. «Вспоминаем — размышляем...» (работа в парах)

Учитель. В 7 — 8-м классах вы прочитали отрывки из произведений древнерусской литературы (назовите — какие), а также некоторые былины и сказки. Ещё по начальным классам, очевидно, вы знаете произведения живописцев русской истории — картины В. М. Васнецова «Богатыри», М. А. Врубеля «Микула Селянинович», П. Д. Корина «Александр Невский», А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Может быть, слышали, хотя бы в отрывках, оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какими вам — на основании прочитанного, увиденного и услышанного — представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

3. Объяснение учителя (лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Цементирующая основа всякой культуры — мировоззрение. Для культуры Древней Руси — это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая русская культура. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописи. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный её пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения. Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература.

Характерная особенность русской средневековой литературы — её острая публицистичность. Памятники литературы являются одновременно и памятниками общественной мысли. В основе их содержания — важнейшие проблемы общества и государства.

Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи — это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни. На протяжении всего средневековья летописание играло важную роль в политической и культурной жизни страны.

Самым значительным памятником летописания является «Повесть временных лет», написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XIV — XV вв.

Позднее получило своё развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — житийные циклы, посвящённые русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

С борьбой Руси за утверждение церковной самостоятельности связано появление оригинальной житийной литературы. Разновидностью житийной литературы стали княжеские жития. Образцом такого жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы (они были убиты в 1015 г. их братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он освящал идею о том, что все русские князья — братья.

Несомненно, наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы, в котором нашли своё воплощение лучшие её стороны, является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославовича. Но описание этого похода служит ему лишь поводом для размышления о судьбе русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы.

«Слово о полку Игореве» — произведение общерусское, в нём нет местных черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских масштабов. Центральным в «Слове...» является образ русской земли. «Слово...» — произведение светское. В нём отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. О связи с народным творчеством свидетельствуют и идейное содержание, и художественная форма произведения.

В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того периода: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости литературы Древней Руси, о её самобытности, о высоком уровне развития культуры в целом.

Литература Древней Руси передала русской литературе нового и новейшего времени свой эстетический опыт, высокую идейность и гражданственность.

    4. Коллективное выборочное ознакомление со статьёй учебника по теме урока (с комментариями учителя)

    5. Коллективная работа по составлению таблицы «Жанры древнерусской литературы» (запись на доске и в тетрадях)

Жанры древнерусской литературы

Жанр

Определение

Примеры произведений

Летопись

Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам

«Повесть временных лет»,

«Лавреньевская летопись»,

«Ипатьевская летопись»

Житие

Жизнеописание святого

«Житие Феодосия Печерского»,

«Житие Александра Невского»,

«Житие Сергия Радонежского»

Поучение

Духовное завещание отца детям

«Поучение Владимира Мономаха»

Хождение

Описание путешествий

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Слово

Церковное или светское красноречие

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона,

«Слово о погибели Русской земли»

Воинская повесть, песнь, поэма

Описание военных походов и битв

«Задонщина»,

«Сказание о Мамаевом побоище»,

«Слово о полку Игореве»

    6. Заслушивание сообщений учащихся «История открытия и изучения “Слова о полку Игореве”»

    (Учащиеся составляют тезисную таблицу, делают запись в тетрадях.)

    Предполагаемая запись

История открытия и изучения «Слова о полку Игореве»

Кто сделал открытие

Известный собиратель древних рукописей граф А. И. Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда и где это произошло

Начало 90-х гг. XVIII в., списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова.»

К XVI в.

Когда вышло первое печатное издание

1800 г.

Пожар в Москве

1812 г., сгорела библиотека А. И. Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле подлинник

Как текст «Слова...» дошёл до наших дней

Сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II

7. Аналитическая работа с текстом «Слова о полку Игореве»

а) Вступительное слово учителя

— «Слово о полку Игореве» стало своеобразным символом культуры Древней Руси. В этом небольшом по объёму произведении органично соединились язычество и христианство, поэзия и проза. Пламенные обращения, вдохновенные речи, трогательные плачи, торжественные славы и лирические отступления автора слились в величавый гимн, воспевающий родную землю. Поражение русичей послужило автору «Слова...» поводом для горьких размышлений о русской земле, для страстного призыва к объединению во имя защиты и процветания родной земли. «Слово о полку Игореве» вошло в сокровищницу мировой художественной культуры. Только на русском языке существует несколько десятков поэтических переводов и переложений, в том числе таких талантливых поэтов, как Василий Жуковский, Афанасий Майков, Константин Бальмонт, Николай Заболоцкий, Николай Рыленков и другие. «Слово...» переведено на все славянские языки, а также на английский, немецкий, французский, японский и другие языки мира. Вы прочитаете отдельные фрагменты из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переложении Николая Заболоцкого и, надеюсь, почувствуете, почему оно так волнует всех тех, кто неравнодушен к нашему историческому прошлому и по-настоящему любит поэзию.

    б) Беседа: выявление читательского восприятия; сюжет и композиция «Слова о полку Игореве»

    • Почему повесть о походе князя Игоря автор называет печальной («трудной»)?

    • Чем «Слово.» напоминает известные вам памятники древнерусской литературы?

    • Почему автор хочет следовать не «замышлению Боянову», а «былям сего времени»?

    • Определите отношение автора к князю Игорю.

    • Почему повторяются строки: «Ища себе чести, а князю славы», «О русская земля! Ты за холмом!»?

    • Как построено «Слово...»? Какую роль играет зачин?

    • Какие поэтические образы помогают автору передать его боль за судьбу родины, печаль, которая «потекла по земле Русской»?

    • Как меняется общая тональность поэмы к её финалу?

    • Почему «Слово.» заканчивается славой князьям и дружине?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

     1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

    • Какой эпизод в «Слове.» вам показался наиболее важным для понимания авторского замысла? Ответ аргументируйте.

2. Обобщающее слово учителя

— Среди наиболее известных памятников литературы Киевской Руси величественным монументом возвышается «Слово о полку Игореве», по праву занимающее место в сокровищнице шедевров мировой культуры. Ныне оно переведено на многие языки мира. Высокая идейность «Слова...», связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — всё это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы. Однако путь этого произведения к мировой славе был долог и тернист.

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание «Слова о полку Игореве».

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Составить подборку высказываний поэтов, писателей и других деятелей мировой культуры о «Слове о полку Игореве». Написать свой краткий отзыв об этом произведении.