Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Глава Фаталист. Печорин в системе мужских образов романа

    Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания романа «Герой нашего времени»; показать место Печорина в системе мужских образов; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: раздаточный материал, таблицы, текст романа «Герой нашего времени».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; определяют место Печорина в системе мужских образов; участвуют в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспомним прочитанное...»

    • Что такое композиция художественного произведения? Докажите, что все элементы композиции романа «Герой нашего времени» подчинены основной задаче — раскрыть «историю души человеческой». Какие приёмы использует для этого автор?

    • Какое представление о Печорине как о личности даёт его журнал? Докажите, что эти записки — «следствие наблюдений ума зрелого».

    • О чём думает Печорин перед дуэлью (глава «Княжна Мери»)? Как это его характеризует?

    • Почему и как в поединке Печорин продолжает испытывать натуру Грушницкого? Какие чувства переживает Печорин после дуэли?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Глава «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вместе с тем она является последней и в «Журнале Печорина». Хронологически события этой главы происходят уже после того, как Печорин побывал в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, после эпизода с Бэлой, но перед встречей героя с Максимом Максимовичем во Владикавказе. В главе «Фаталист» Печорин пытается решить самый сложный для него вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой? Зачем Лермонтов помещает главу «Фаталист» в конец романа и почему именно её? Основной философский аспект романа — борьба личности и судьбы. В главе «Фаталист» Лермонтов задаёт самый главный, насущный вопрос: насколько человек сам является строителем своей жизни? Ответ на этот вопрос сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу, а также раскроет важнейший момент — авторское решение образа. Мы поймём, кто же, по мнению Лермонтова, Печорин — жертва или победитель?

IV. Работа над темой урока

1. Словарная работа

Учитель. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные вопросы. В «Фаталисте» есть слова, прямо формулирующие такой вопрос: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчёт в наших поступках?».

Чтобы понять смысл этого вопроса, надо понять смысл ряда слов: «фаталист», «фатализм», «фатум». В «Толковом словаре» мы найдём значение этих слов.

Запись на доске и в тетрадях

Фатум — неотвратимая судьба, рок, неизбежное; фатальный — роковым образом совершающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределённый фатумом.

Фатализм — вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на том, что всё в мире предопределено свыше и человек не в силах ничего изменить. Фаталист — человек, верующий в фатум, предопределение. Фаталистические воззрения так или иначе связаны с религией, с верой в бога, слепым орудием которого якобы оказывается человек.

2. Аналитическая работа с ключевыми эпизодами главы «Фаталист»

а) Вступительное слово учителя

— Тему предопределения и игрока, который испытывает судьбу, до М. Ю. Лермонтова разрабатывал А. С. Пушкин («Выстрел» и «Пиковая дама»). И в романе «Герой нашего времени» до главы «Фаталист» тема судьбы возникала неоднократно. Максим Максимович говорит о Печорине в «Бэле»: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи?». В главе «Тамань» Печорин спрашивает себя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?». В «Княжне Мери»: «...судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм... какую цель имела на это судьба?».

Вся глава состоит из эпизодов: пари с Вуличем, рассуждения Печорина о предопределении и смерть Вулича, а также сцены захвата. Посмотрим, как изменяется Печорин по мере следования эпизодов. В начале мы узнаём, что он совсем не верит в судьбу, потому и соглашается на пари. Но почему же он позволяет себе так безнаказанно играть не своей, а чужой жизнью?

б) Беседа

    • Каково отношение к предопределённости судьбы у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

    • Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?

    • Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?

    • Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

    • К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

в) Анализ эпизода «Пари Печорина с Вуличем» (работа в парах)

Презентация результатов работы.

Предполагаемый ответ

Повесть начинается с философского спора о существовании предопределения, которым завязывается сюжет «Фаталиста». Оппонентом Печорина здесь выступает поручик Вулич, представленный как человек, связанный с Востоком: он серб, выходец из земли, находившейся под властью турок, его внешность отмечена восточными чертами. Он не только фаталист, но и игрок, а это, с точки зрения спора о предопределении, очень важно. Азартные игры, которыми он страстно увлекается, ставят выигрыш полностью в зависимость от случая. Это позволяет связывать вопрос выигрыша или проигрыша с судьбой — фортуной. Но игрок может воспринимать себя в романтическом духе — как человека, вступающего в поединок с Роком, бунтаря, возлагающего надежду на свою волю. А может наоборот — подобно фаталисту Вуличу, верить, что всё зависит от Судьбы, таинственной и скрытой от очей. При этом обе позиции в равной мере не исключают личной храбрости, активности и энергии.

Интересно замечание Печорина в конце этого эпизода: «Вы счастливы в игре», — говорит он Вуличу. «В первый раз от роду», — отвечает тот. И действительно, оказывается, что это и был первый и последний случай его везения. Ведь той же ночью, возвращаясь домой, он был убит пьяным казаком. И опять мы должны вернуться к пари Печорина и Вулича. Ведь эта смерть была предсказана Печориным ещё до выстрела Вулича: «Вы нынче умрёте!» — говорит ему Печорин. И недаром Вулич «вспыхнул и смутился», когда уже после счастливого окончания пари Печорин, утверждающий, что он теперь верит в предопределение, говорит: «Только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть». Всё последующее служит как бы иллюстрацией тезиса: «От судьбы не уйдёшь».

Казалось бы, спор закончен, пари и то, что за ним последовало, лишь подтвердили существование предопределения, судьбы. Таким образом, по мере развития действия «Фаталиста» Печорин получает троекратное подтверждение существования предопределения, судьбы. Но вывод его звучит так: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает».

«Фаталист» как будто оставляет открытым вопрос о существовании предопределения. Но Печорин всё-таки предпочитает действовать и собственными поступками поверять ход жизни. Быть просто игрушкой в руках судьбы унизительно. Лермонтов даёт именно такое толкование проблемы, не отвечая однозначно на мучивший философов того времени вопрос.

    г) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

    • Можно ли считать конец романа мрачным, безнадёжным? Аргументируйте своё мнение.

д) Обобщение учителя

— Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к которой постепенно вёл нас автор.

Особое значение приобретает размышление Печорина о судьбе своего поколения — о потере веры и тщетных поисках «назначения высокого». Размышление «под звёздами» — весьма значимым для лермонтовской лирики символом небесного, прекрасного и, как правило, недостижимого. Разговор о поколении переносится в философский план, приобретает целостность и логику мировоззрения.

«Зеркальный эпизод» (с пьяным казаком) — попытка самого Печорина испытать судьбу. Важно, что при всей похожести цели ситуация совершенно иная: Вулич играет; Печорин, вступая в игру с судьбой, помогает поймать преступника.

Проблема фатализма так и не решена до конца, и рассуждения Печорина отражают ещё одну важную черту поколения — сомнение («Я люблю сомневаться во всём...») как отголосок «бремени познанья и сомненья» в «Думе».

    3. «Практикум начинающего литературоведа»: коллективная работа по составлению сравнительной таблицы «Печорин в системе мужских образов романа» (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...».

Печорин в системе мужских образов романа

Вулич

Печорин

Верит в судьбу, предопределение

Не верит в судьбу, предопределение

Вулич — игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута»

Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая судьбами людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

«Двойники

» Печорина

Вернер

Печорин

Сходство

Близки духовно и интеллектуально. Скрывают способность любить и сострадать

Учатся равнодушию и эгоизму.

Избегают проявления нормальных человеческих чувств.

Подавляют в себе всё человеческое


Различие

Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны

Пытается понять смысл и цель своей жизни

Грушницкий

Печорин

Сходство

Люди одного круга, вместе служили

Различие

Позёр, любит пышные фразы.

Мечтает стать героем романа. Провинциальный романтик.

Мелок в своих амбициях и желаниях. Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идёт на предательство и подлость

Умён.

Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать поступки.

Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.

Обладает тонкой интуицией

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Таким образом, философская глава «Фаталист» играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произведения, а демонстрацией Печорина в момент выхода из трагического состояния бездействия и обречённости. Здесь впервые герой, разоружающий пьяного казака, убившего Вулича и опасного для других, совершает не какое-то надуманное действие, призванное лишь развеять его скуку, а поступок, притом не связанный ни с какими «пустыми страстями»: тема любви из «Фаталиста» исключена вовсе.

На первое место вынесена главная проблема — проблема возможностей человеческого действия, взятая в самом общем плане. Именно это и позволяет закончить на мажорной ноте, казалось бы, «грустную думу» о поколении 30-х гг. XIX в., как назвал роман «Герой нашего времени» В. Г. Белинский.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение «Какие размышления в журнале Печорина мне наиболее близки?».

    2. Индивидуальные опережающие задания. Подумать над вопросами: как относится Печорин к женщинам, любившим его? Что каждая из них находит в нём привлекательного? Кто из них понимает его по-настоящему?