Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Н. В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя

    Цели: обобщить и расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, о его первых творческих успехах; углубить понятия о юморе и сатире; воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя; развивать творческие способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, портрет писателя, выставка книг, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выполняют практическую работу по ранее изученным произведениям Н. В. Гоголя.

Много ещё пройдёт времени, пока уразумеется вполне всё глубокое и строгое значение Гоголя,

этого монаха- художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!

И. С. Аксаков

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ контрольных сочинений

2. Погружение в тему урока: вводная беседа

    • Расскажите, что вам известно о Н. В. Гоголе.

    • Какие произведения писателя вы читали?

    • Какие из них вам больше всего понравились и почему?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Николай Васильевич Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание.

И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1852 г., сразу после смерти Гоголя (обращение к эпиграфу урока): «Много ещё пройдёт времени, пока уразумеется вполне всё глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха- художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!».

Произведения Гоголя изучают в школе, его книги переиздают, успешно экранизируют и ставят на сценах ведущих театров. Это один из самых узнаваемых и читаемых писателей-классиков. И хотя уже отмечен 200-летний юбилей писателя, по-прежнему волнует вопрос: действительно ли мы смогли осознать то «глубокое и строгое значение Гоголя», о котором говорил И. С. Аксаков? Гоголь оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор не подвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Славу украинского и российского народов несёт этот удивительный человек, «самая загадочная фигура в литературе», как его называли, оставивший потомкам свои бессмертные произведения, — Николай Васильевич Гоголь.

Мы с вами, используя уже известные сведения и факты, создадим свой портрет этого гениального художника слова.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. В. Гоголя (Учащиеся составляют тезисы.)

Предполагаемая запись

Николай Васильевич Гоголь — знаменитый русский писатель, один из великих мастеров прозы и драматургии в русской классической литературе. Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголя- Яновского в местечке Большие Сорочинцы (Полтавская губерния). Он происходил из старинного украинского казацкого рода. Отец Гоголя умер, когда сыну было 15 лет. Предполагают, что сценическая деятельность отца, человека весёлого нрава и замечательного рассказчика, не осталась без последствий и определила интересы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру.

С 1821-го по 1828 г. Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант проявились уже в годы учёбы. В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относят к 1823 — 1824 гг.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым и А. С. Пушкиным, оказавшим на его творчество огромное влияние.

В 1831 — 1832 гг. вышла книга Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве — песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех.

1832 — 1833 гг. явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 г. были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю ещё большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» — циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 г. Самая значительная из повестей петербургского цикла — «Шинель» — была завершена в 1841 г.

В 1836 г. в Александринском театре состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство.

Летом 1836 г. Гоголь уехал за границу, где он провёл в общей сложности более 12 лет. Он два раза возвращался на родину — в 1839 — 1840 гг. и в 1841 — 1842 гг. Гибель А. С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К тому времени относится начало его работы над поэмой «Мёртвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю собственный сюжет, и писатель считал своё произведение «священным завещанием» великого поэта.

В мае 1842 г. вышел в свет первый том «Мёртвых душ». Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись яростные споры.

Последние годы своей жизни Н. В. Гоголь прожил одиноко, все мысли его были поглощены вторым томом «Мёртвых душ». В начале 1852 г. у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, состояние его здоровья ухудшалось с каждым днём. Однажды ночью во время очередного приступа он сжёг почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мёртвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребён в Свято-Даниловом монастыре.

2. Промежуточная рефлексия: беседа «Подытожим изученное...»

    • Расскажите, что нового вы узнали о жизни и творчестве писателя.

    • Какие факты творческой биографии писателя произвели на вас впечатление и почему?

    • Подумайте, какие «тайны Гоголя» вы хотели бы разгадать и почему?

3. Практическая работа со сборником повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

а) Вступительное слово учителя

Осмотревшись в Петербурге, Н. В. Гоголь неожиданно для себя открыл в тамошних культурных кругах живой интерес к украинской теме. Казалось, сама судьба вручала ему счастливую возможность. Кому же и браться-то за эту тему, как не ему, уроженцу украинской земли, знавшему и любившему её быт и обычаи, её старинные предания и песни! Однако в ходе работы над украинскими повестями писатель обнаружил, что всё-таки имеет недостаточное представление о жизни своих земляков. Тогда он обратился к матери с просьбой присылать ему в Петербург сведения об украинских народных обычаях, поверьях и повседневной жизни. Гоголя интересовали и подробности свадебного обряда, и детали «полного наряда деревенского дьячка», и всевозможные «россказни» — «смешные, забавные, печальные, ужасные». Из этих фольклорных источников он черпал материал для своих сюжетов и образов.

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей. В первую вошли повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Во вторую — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». По совету друзей Н. В. Гоголь выпустил сборник не под своей фамилией, а используя литературную маску вымышленного «издателя» — «пасичника» Рудого Панька. Эта маска помогла Гоголю задать лукавый «народный» тон всей книге.

б) Беседа

    • Какую роль в жизни и творчестве Н. В. Гоголя играла Украина?

    • Дайте определение жанра повести.

    • Кто такой Рудый Панько?

    • Назовите произведения, включённые в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Какие из этих повестей вам хотелось бы прочитать?

в) «Театр на уроке» (инсценировка заранее подготовленными учащимися)

Действующие лица: учитель, читатель, Рудый Панько.

Учитель. Посмотрите сценку. Все ли слова вам понятны?

Читатель. Это что за новость? Что это за «Вечера на хуторе близ Диканьки»? И бросил их в мир какой-то пасичник! Ещё мало ободрали гусей на перья и перевели тряпья на бумагу!

Рудый Панько. Эгей, дружок, подожди, чего ссоришься? Я не какой-то там пасичник. Я почтенный мужчина. Прошу уважать и миловать — пасичник Рудый Панько. А вечера — не какие-то, а необычные, сказочные и одновременно реальные — целый сборник повестей.

Читатель. Так это ещё и не одно произведение?

Рудый Панько. Конечно, их целый ряд. Если бы ты их прочитал, то угодил бы на Сорочинскую ярмарку, на праздник Ивана Купала, узнал бы, что делается в Украине в ночь перед Рождеством, услышал бы историю бандуриста о двух братьях.

Читатель. Подожди, а разве не ты их написал?

Рудый Панько. Нет, дружок. Талантливый человек их написал — Николай Васильевич Гоголь. Но тебе ж всё равно.

Читатель. Погоди! Уже интересно. А скажи, чего же ты их рассказываешь? Рудый Панько. О, это целая история! Неподалеку от Васильевки, родины Гоголя, где он провёл своё детство, раскинулась Диканька — родовое гнездо Кочубеев, овеянное давними легендами, со старым дубовым лесом, в котором любил гулять молодой паныч. Этот дорогой ему уголок и стал местом событий ряда повестей Гоголя и самобытным названием его сборника. Рассказывать дальше? Читатель. Да, пожалуйста.

Рудый Панько. Автор пожелал остаться инкогнито. Так ему, слышал я, посоветовал товарищ. А я — его псевдоним. Говорят, что Панько — это от деда автора, Афанасия Панасенко, сокращенно — Панька, а Рудый — потому что имел рыжие волосы. Вот мой портрет. (Показывает картину И. Н. Крамского «Пасичник» ...) Читатель. Вот чудеса! Вижу, автор твой — мужчина умный...

Рудый Панько. Умный и старательный, а ещё и работящий. Чтобы всё это написать, он просил мать, друзей, знакомых, чтобы в письмах сообщали ему об обычаях, обрядах, которые бытовали на украинских землях. Много книжек перечёл он об этом. И обо всём: об Украине, украинцах, песнях их, легендах — всё это мне поручено пересказать.

Читатель. Красиво рассказываешь. Может, и мне хоть одну историю перескажешь?

    Рудый Панько. Может быть, а вот какую из них, не знаю — потому что рассказываю я истории весёлые, смешные, чудаковатые, а страшные, где нечистая сила, колдуны, — их пусть читают сами. Бери книгу и читай, если хочешь. Читатель. Хочу и пойду в библиотеку искать сборник повестей Н. В. Гоголя.

г) Беседа

    • О каком сборнике упоминалось в диалоге?

    • Кто рассказывал истории от имени автора?

    • Почему у него такое имя и прозвище?

    • Какие произведения из этого сборника вы читали? Расскажите о них.

    д) «Играя — обучаемся!»: викторина «По страницам прочитанных произведений»

    • Что ищет чёрт каждый год на ярмарке? (Куски красной свитки. «Сорочинская ярмарка»)

    • Кто умел безошибочно узнавать ведьм? (Левко. «Майская ночь...»)

    • Кто украл месяц в повести «Ночь перед Рождеством»? (Чёрт)

    • Кто сам у себя кобылу украл? (Черевик. «Сорочинская ярмарка»)

    • Кто летал верхом на чёрте? (Кузнец Вакула. «Ночь перед Рождеством»)

    • Кому принадлежала красная свитка? (Чёрту. «Сорочинская ярмарка»)

    • Кто летал на метле? (Солоха. «Ночь перед Рождеством»)

    • Какую задачу задал чёрту кузнец Вакула в повести «Ночь перед Рождеством»? (Отвезти его в Петербург)

    • Кто ел вареники без вилки, ложки и даже без помощи рук? (Пацюк. «Ночь перед Рождеством»)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    «Под сенью дружных муз...»: обобщающее слово учителя с показом фотопрезентации

— Родился Гоголь в селе Великие Сорочинцы. Для любителей народных гуляний в гоголевском стиле тут каждый год в августе устраивают настоящую Сорочинскую ярмарку — народ съезжается со всей Украины и России. «Шум, брань, мычание, блеяние, рёв — всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами».

В Сорочинцах по сей день стоят Спасо-Преображенская церковь, в которой крестили будущего писателя, и дом врача Трохимовского — в этом самом доме врач, единственный в округе, в 1809 г. помог появиться на свет Николаю, или, как говорят в Украине — Мыколе Гоголю-Яновскому.

VI. Домашнее задание

    1. Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

    2. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить сообщения о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».