Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор)

    Цели: ознакомить обучающихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление о многообразии жанров и направлений в литературе XX в.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.

    Оборудование: учебник, опорная схема-конспект, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки?

О. Э. Мандельштам

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ домашних контрольных сочинений

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Русская литература XX в. сложна и многолика. Все перипетии судьбы России в этом столетии отразились и на облике литературы, естественное развитие которой неоднократно перебивалось «внезапно и грозно наступившей историей» (М. А. Булгаков). XX век дал такое разнообразие художественных форм и методов, творческих индивидуальностей и стилей, которое с трудом поддаётся попыткам систематизировать эти явления. У них есть, однако, общий исток. Это эпоха бурного расцвета искусства на рубеже XIX — XX вв., когда в литературе, музыке, театре, живописи, философии было открыто столько нового, что хватило на целое столетие — до сих пор ещё не исчерпаны все художественные возможности, открытые этой эпохой.

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, её «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются)

противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется с каждым новым открытием и возвращением читателю ранее не печатавшихся произведений и незаслуженно забытых имён. Желаю вам успеха в освоении сложного и чрезвычайно интересного периода русской литературы!

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока: беседа

    • Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

    • Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?

    • Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?

2. Объяснение учителя (лекция) (Учащиеся составляют тезисы.)

— ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако, как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в.

Наиболее распространённой является следующая периодизация литературного процесса XX в.

Первый этап: 1890-е — конец 1920-х гг. Состоит из двух циклов — «серебряного века» (до 1917 г.) и цикла формирования того художественного феномена, который получил название «советская литература» (с 1917 г.). На переломе между этими циклами находится особый микроцикл (1917 — начало 1920-х гг.) — момент культурного взрыва. А весь первый этап — это время слома культурной традиции, острой борьбы между разнонаправленными художественными тенденциями.

В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом.

Второй этап: начало 1930-х — середина 1950-х гг. Состоит из следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной войны», «первое послевоенное десятилетие». Зарождается и начинает развиваться советская литература. И то многоголосие, которое наблюдалось на рубеже веков, сменяется монологическим типом культуры. Создаётся такая ситуация, когда литература живёт в два этажа. Одна литература — официальная. И это не всегда непременно плохая литература (так, например, в 20-е гг. Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература — та, которая не имела выхода к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. И. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма. Поэтому в 30-е гг. творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ — ХХ вв., насильственным образом был прерван, загнан в подполье. Произведения литературы, не укладывавшиеся в рамки социалистического реализма, оставались лежать в столах. Поэтому во второй половине 80-х гг. мы стали свидетелями феномена, который получил название «возвращённая литература».

Третий этап: середина 1950-х — середина 1980-х гг. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы», или «оттепель» (примерно 1954 — 1968), «семидесятые годы» (примерно 1968 — 1985). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций. Третий период развития русской литературы ХХ в. отмечен серьёзным спадом в сфере художественного творчества. Подавление личной и творческой свободы на протяжении 20 — 50-х гг. стало давать свои довольно плачевные результаты именно в 40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях.

Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм).

Хронологические границы между циклами достаточно зыбки, ибо тенденции, господствовавшие в предшествующем цикле, как правило, оставляют «шлейф» в цикле последующем, а тенденции, выступающие на авансцену в одном цикле, имеют предпосылки в цикле предыдущем.

Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и собственно художественно-эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

    3. Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя

4. Эвристическая беседа

    • Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX — XX вв.?

    • Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно?

    • Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.?

    • Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.?

    • Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

    • Каковы основные особенности литературы 50 — 70-х гг.?

    • Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы?

    • Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

    • Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80 — 90-х гг.?

    5. Коллективная работа по составлению схемы — опорного конспекта «Литературные направления начала XX в.» (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом.

Представители литературных направлений

    • Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.

    • Мистики-богоискатели: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский.

    • Декаденты-индивидуалисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

    • Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др.

    • Акмеисты: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.

    • Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных.

    • Эгофутуристы: Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, Василиск Гнедов.

    • Группа «Мезонин поэзии»: В. Г. Шершеневич, Хрисанф (Л. В. Зак), Рюрик Ивнев (М. А. Ковалёв) и др.

    • Объединение «Центрифуга»: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и др.

Литературные направления начала XX в.

    6. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?

    • Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?

    • Как вы думаете, связан ли романтизм как литературное направление с определённой социально-исторической реальностью?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Каковы истоки связей и различий между русской литературной классикой и художественной словесностью начала века?

    • Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?

    • Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза XX в.?

    • В чём состоят особенности литературного героя новой эпохи?

2. Заключительное слово учителя

— Таким образом, в сложном и многообразном художественном процессе конца XIX — начала XX вв. был заложен фундамент самых разнообразных литературных явлений, получивших развитие в XX в. Русская литература XX в. ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. Картина его развития, однако, неоднородна.

VI. Домашнее задание

    1. Прочитать новеллу И. А. Бунина «Лёгкое дыхание».

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бунина.