Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
М. И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой

Цели: ознакомить обучающихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики М. И. Цветаевой; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. И. Цветаевой; раскрыть особенности её поэтики; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

    Оборудование: тексты стихотворений М. И. Цветаевой, её портрет, иллюстрации к стихотворениям, аудиозаписи романсов на стихотворения М. И. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну», «Мне нравится...» в исполнении А. Пугачёвой, слайды.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. И. Цветаевой; раскрывают особенности её поэтики; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

    • Какие эстетические приоритеты отстаивает В. В. Маяковский в лирике раннего периода?

    • Как он утверждает свой идеал поэзии? Подтвердите свои выводы анализом

1 — 2 ранних стихотворений поэта.

2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до конца. Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины XX в. Всё в её личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность её поэтического слова, а вместе с тем и досадная обречённость жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним. Со страстной убеждённостью провозглашённый ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чём не зависеть ни от времени, ни от среды, — обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы. Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу. К этому надо добавить большоеколичество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии.

(Звучит аудиозапись песни «Уж сколько их упало в эту бездну...» в исполнении А. Пугачёвой с показом слайдов (фотографии М. И. Цветаевой, её родных и близких).).

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

2. Объяснение учителя «Особенности поэтики М. И. Цветаевой»

— Художественный мир Цветаевой на самых ранних порах становления её художественной индивидуальности был во многом иллюзорен и населён образами, сошедшими со страниц любимых книг. Всё внимание поэта в эти годы обращено к быстро меняющимся приметам душевного состояния, к многоголосию жизни, к себе самой:

Кто создан из камня, кто создан

из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Сила её стихотворений — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке всё время меняющегося, гибкого ритма. Не многие русские поэты, современники Цветаевой, так умели пользоваться ритмическими возможностями традиционно классического стиха. Всё в поэзии зависит от ритма её переживаний:

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю...

Свойственная творчеству Цветаевой торжественность, праздничность, мелодичность сменяются бытовыми разговорными репликами, распевным движением стиха. Несмотря на то что в поэзии Цветаевой есть немало упоминаний о бренности всего земного и мыслей о собственном конце, общая её тональность — мажорная, даже праздничная. В общем это непрерывное объяснение в любви по самым различным поводам, любви к миру, выраженной требовательно, страстно:

К вам всем — что мне, ни в чём

не знавшей меры,

Чужие и свои?! —

Я обращаюсь с требованием веры

И с просьбой о любви.

Её голос в поэзии — страстный и сбивчивый нервный монолог, стих прерывист, неровен, полон ускорений и замедлений, насыщен паузами и перебоями. В своём стихосложении М. И. Цветаева вплотную приблизилась к ритмике В. В. Маяковского:

Опрокинутыми.

Нот, планет —

Ливнем!

— Вывезет!!!

— Конец. На — нет.

По словам Марины, это — как «физическое сердцебиение — удары сердца — застоявшегося коня или связанного человека». У поэзии Марины Цветаевой особая мелодика, напевность, но в то же время она и дисгармонична: вобрала в себя рокот волн, раскаты грома и крик, затерявшийся в арии морского шторма. Цветаева восклицала: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся — да!». Она умела рвать стих, дробить на мелкие части, «разметать в прах и хлам». Единица её речи не фраза и не слово, а слог.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Идёшь, на меня похожий...»

а) Вступительное слово учителя

— Очень рано у Цветаевой складывается собственный поэтический почерк; среди её ранних работ немало поражающих ясностью мысли, звучащих поистине пророчеством, настраивающих читателя на самый серьёзный лад.

    Свойственное юности восторженное отношение к жизни нередко соседствует здесь с тревогой, неуспокоенностью, может быть, не до конца понятными ещё и ей самой. У неё, которую в ту пору жизнь щедро одаривала счастьем, так много стихотворений о прощании с нею (с жизнью), о смерти: рамки уютного домашнего мирка очень скоро оказываются для неё и тесными, и зыбкими.

б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Аналитическая беседа

    • Что, по вашему мнению, позволяет говорить об отразившемся в стихотворении жизнелюбии его автора?

    • Стихотворение обращено к «прохожему». Каков смысл этого обращения, место и роль в стихотворении этого образа?

г) Обобщение учителя

— Встреча прохожего и поэта. Мысль о причастности к вечности. Стихотворение «Идёшь, на меня похожий...», написанное Цветаевой в Коктебеле 3 мая 1913 года, по праву можно отнести к шедеврам поэзии «серебряного века». В нём поэт выражает свои размышления о вечности, о жизни и смерти. Жизнь М. И. Цветаевой в течение пяти лет, начиная с 1912 г., была самой счастливой в сравнении со всеми предыдущими и последующими годами. В сентябре 1912 г. у Марины Цветаевой родилась дочь Ариадна. Цветаева была переполнена радостью бытия и в то же время думала о неизбежном конце. Эти, казалось бы, взаимоисключающие чувства нашли отражение в стихотворении.

В. А. Рождественский отмечает, что стихотворение «Идёшь, на меня похожий...» отличает сжатость мысли и энергия чувств. Человек знает, что смерть неминуема, но он осознаёт и причастность к вечности. Мысль об обречённости в представлении М. И. Цветаевой не выглядит гнетущей. Нужно жить, в полной мере наслаждаясь сегодняшним днём, но в то же время не забывать о вечных, непреходящих ценностях — таков призыв Марины Цветаевой.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Бабушке»

а) Вступительное слово учителя

— Стихотворение «Бабушке» написано в 1914 г. и посвящено Марии Лукиничне Бернацкой (Мейн), бабушке М. И. Цветаевой по материнской линии (1841 — 1869). В нём звучит тоска по ушедшему XIX в. — эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Цветаева, «рисуя» портрет бабушки-польки, считает, что «мятежные» черты характера внучка унаследовала от неё, например, «пугающую воинственность», как сказал Е. А. Евтушенко.

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Какую картину вы «увидели», прослушав стихотворение?

    • Кто изображён на портрете? На какие детали портрета обращает внимание автор?

    • О каких чертах характера они могут свидетельствовать?

    • В каких значениях употреблены прилагательные в стихотворении?

    • Что означает выражение «ненасытимая прорва земли»? В чём сила и выразительность этой метафоры?

    • Как вы объясните значение образного выражения «жестокий мятеж»?

    • Как развивается поэтическая мысль в стихотворении?

    • Определите, каким размером написано стихотворение.

г) Обобщение учителя

— Итак, лирическая героиня любуется портретом молодой бабушки, пытаясь угадать под маской надменной холодности мятежную душу. Изысканность внешнего облика («чёрное платье», «локоны в виде спирали») в сочетании со строгой манерой держаться («надменные губы», «ледяное лицо», «тёмный, прямой и взыскательный взгляд») воссоздают необычайно поэтичный образ чувственной, умной и прекрасной женщины, эстетический идеал М. И. Цветаевой. Однако перед нами не абстрактная фантазия, а портрет конкретной женщины, прекрасной польки. Во второй строфе М. И. Цветаева упоминает о музыкальной одарённости бабушки. Лирическая героиня пытается восстановить утраченную связь времён. Она ищет в образе бабушки истоки собственного характера. Обращаясь к ней, лирическая героиня прежде всего пытается разобраться в себе.

Таким образом, помимо конкретно-личностного звучания произведение несёт в себе и широкий философский смысл: трагическая конечность человеческого бытия плохо сочетается с огромным потенциалом творческой личности. М. И. Цветаева переживает о том, как мало успевает сделать человек на земле. Финал произведения остаётся открытым, но для автора совершенно очевидным становится то, что жизнь каждого человека оказывает влияние на судьбу его потомков. Стихотворение содержит вопросы и восклицания, которые придают сюжету произведения драматическую динамичность, сообщают ему доверительную разговорную интонацию.

5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Мне нравится...»

а) Вступительное слово учителя

— Любовная лирика поэта Марины Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы «серебряного века». Тонкая, ироничная, передающая всю полноту чувств, она позволят взглянуть на автора в ином ракурсе и найти ответы на многие вопросы, которые волнуют не только литературоведов, но и поклонников творчества Цветаевой. Стихотворение «Мне нравится...», написанное в 1915 г. и ставшее популярным благодаря одноимённому романсу, блестяще исполненному Аллой Пугачёвой, долгие годы представляло собой литературную шараду. Биографы Марины Цветаевой пытались понять, кому же поэт посвятила столь проникновенные и не лишённые грусти строки. Кто именно вдохновил её на то, чтобы написать столь проникновенное и глубоко личное произведение? Ответ на эти вопросы лишь в 1980 г. дала сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чём-то даже философское стихотворение было посвящено её второму мужу, Маврикию Минцу.

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Можете ли вы утверждать, что стихотворение свидетельствует о радости «общения с близкими»?

    • Только ли об атмосфере понимания, любви, радости свидетельствует это стихотворение? Нет ли в нём отголосков, мотивов других настроений? Аргументируйте свой ответ.

    • Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Мне нравится.» является своеобразным результатом такой «переполненности» «радости бытия»?

    • Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что человек, к которому обращены эти стихи, вызывает в поэтессе «тайный жар»?

    • Только ли «радостью бытия», на ваш взгляд, можно назвать настроения, присущие этому стихотворению?

г) «Под сенью дружных муз...»

    Прослушивание романса «Мне нравится...» (муз. М. А. Таривердиева) в исполнении А. Пугачёвой

Учитель. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Мое первое знакомство с поэзией М. И. Цветаевой».

    2. Ознакомиться со стихотворениями М. И. Цветаевой «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве», «Тоска по родине! Давно...».