Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Н. А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта

    Цели: ввести обучающихся в поэтический мир Н. А. Заболоцкого; помочь учащимся познать Заболоцкого, поэта и человека, показать, как факты биографии отразились в его поэзии; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной позиции в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

    Оборудование: тексты стихотворений Н. А. Заболоцкого, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в группах, аудиозапись.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают основные факты творческого пути Н. А. Заболоцкого, особенности его художественного метода; понимают идейный смысл стихотворений, своеобразие лирических интонаций; умеют выразительно читать стихотворения и анализировать их, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической, сопоставительной работе.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Н. А. Заболоцкий

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспоминая изученное...»

    • Чем определяется крайняя драматическая напряжённость, свойственная стихам М. И. Цветаевой? Охарактеризуйте средства выражения этой напряжённости, обратившись к стихотворным текстам.

    • В чём заключается трагедия судьбы М. И. Цветаевой как творческой личности?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Загадочными, парадоксальными на первый взгляд представляются и творчество, и сама личность Николая Алексеевича Заболоцкого — замечательного русского поэта-философа XX в., самобытного художника слова, талантливого переводчика мировой поэзии. Войдя в литературу в 20-х гг. в качестве представителя Объединения реального искусства, автора авангардистских произведений и создателя так называемого «ребусного» стиха, со второй половины 40-х гг. он пишет стихотворения в лучших традициях классической русской поэзии, где форма ясна и гармонична, а содержание отличается глубиной философской мысли. На протяжении всей жизни Н. А. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального; в 50-е гг., в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонко чувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное — мир поэзии.

Литературное наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько статей и заметок, а также его немногочисленные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют по вопросам его творческой эволюции, о её движущих силах, о принципах её периодизации.

В настоящее время творчество Н. А. Заболоцкого по праву занимает видное место в литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные для совершенствования и проявления таланта исторические условия, удалось сказать новое весомое слово в русской поэзии.

Творчество поэта рождало споры в литературных кругах, у него было немало поклонников, но немало и недоброжелателей. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 30-е гг., предали забвению в 60-х и вновь — заслуженно — вознесли в 70-х. Тернистым и трудным был его творческий путь. Чтобы понять поэта, нужно всмотреться в его жизнь. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. А. Заболоцкого (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

2. Объяснение учителя (лекция) «Темы, идеи, образы поэзии Н. А. Заболоцкого»

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Николай Заболоцкий — замечательный русский поэт, глубоко проникнувший в душу природы и человека, продолживший традиции философской поэзии Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева. У Заболоцкого есть свой неповторимый голос, повествующий нам прежде всего о смысле человеческой жизни, о неразрывной связи человека и природы, о единстве всего живого на земле. В начале своего творческого пути Заболоцкий делает поэтические зарисовки города («Новый быт», 1927) с его противоречиями, оторванностью от природы, с духовным убожеством его обитателей. Поэт сатирически изображает жизнь обывателей, которые не могут привыкнуть к реалиям нового быта:

Восходит солнце над Москвой,

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь.

Большое влияние на творчество поэта оказало его участие в группе «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). У него выработалась своеобразная творческая манера, наиболее ярко отразившаяся в его знаменитом стихотворении «Меркнут знаки Зодиака...». Шутливое стихотворение, немного ироничное, развивает излюбленную мысль поэта: живые и неживые формы материи находятся в единстве, постоянно взаимодействуя друг с другом, переходя из одного состояния в другое.

Природа имеет сознание, которое выражается в разуме человека. Поэтому человек ответствен за всё происходящее в природе, он часть природы, в ней заключено его будущее. Одним из шедевров Заболоцкого, выражающих его философские взгляды, является стихотворение «Завещание», написанное в 1947 г., уже после того, как он был незаконно репрессирован и шесть лет провёл в лагерях.

Природа в поэзии Заболоцкого удивительно одухотворённая, недаром поэт так часто использует олицетворения: «ветер вдруг сошёл с ума», «шепнула мне бабочка-странница», «травы падают в обморок», «буйствуют стебли и стонут цветы», его душа путешествует «с потерявшим сознанье скворцом». Сам поэт хотел бы жить в «государстве ромашек», просит: «Уступи мне, скворец, уголок», «Пой мне песню, дерево печали!». Природа ярче оттеняет всё происходящее в человеческой душе («Облетают последние маки», 1952).

Но не только тема природы, философского отношения к ней является предметом размышлений автора. Не мог Заболоцкий пройти мимо темы войны. Стихотворение «В этой роще берёзовой» — трагический, проникновенный гимн всем павшим на войне.

Стихотворение удивительно лирично, недаром оно положено на музыку и стало песней. Стало песней и стихотворение «Где-то в поле возле Магадана...», написанное по лагерным воспоминаниям, звучащее как реквием всем безвинно погибшим в годы репрессий. В последние годы жизни поэт обращается к нравственным проблемам, рождаются такие стихотворения, как «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Старая актриса», «Признание».

Образ лирического героя поэзии Заболоцкого рисует нам тонко чувствующего природу и мир, открытого для людей, счастливого и мудрого человека, который всегда найдёт выход из любого сложного положения и поможет окружающим.

В последние годы по-иному звучит тема любви в творчестве поэта, в ней возникают автобиографические детали. Цикл стихотворений «Последняя любовь», созданный в 1956-1957 гг., глубоко и проникновенно раскрывает эту тему. Одно из лучших стихотворений цикла «Зацелована, околдована…» стало известной песней.

Настоящим поэтическим завещанием поэта нам, потомкам, стало одно из последних стихотворений «Не позволяй душе лениться».

Многообразие тем, возвышенные философские идеи, воплотившиеся в совершенной поэзии, яркие, запоминающиеся образы из мира природы, глубокий психологизм, внимание к нравственным проблемам личности — вот те качества, которые делают творчество Николая Заболоцкого современным и необходимым нам, читателям.

    3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...»

    а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Беседа

    • Н. А. Заболоцкий — продолжатель классической традиции русской литературы. Вчитайтесь в стихотворение, попробуйте самостоятельно понять, на какое произведение какого поэта XIX в. опирается автор. (М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»)

    • Вспомните, какова основная идея стихотворения М. Ю. Лермонтова.

    • Заболоцкий выдвигает мнение, полярное высказыванию М. Ю. Лермонтова: «Я не ищу гармонии в природе». Какие строфы утверждают это мнение Н. А. Заболоцкого?

    • Какую картину рисуют нам следующие две строфы? Какими красками нарисована эта картина?

    • Какие же слова в этих строфах будут ключевыми? Какой образ античной мифологии возникает в памяти?

    • От конкретной картины автор переходит к обобщённому взгляду на мир: «Когда огромный мир противоречий // Насытится бесплодною игрой...». Как вы понимаете эти строки?

    • «Прообраз боли человечьей». Почему боли именно человечьей?

    • Есть ли в природе грань между добром и злом? Почему антропоцентричная философия утверждает, что эта грань проходит через душу человека? Как вы думаете, есть ли этика Вселенной, этика Космоса?

    • Как вы понимаете последнюю строфу? Как она связана с первой строфой, отрицающей «разумную соразмерность начал» в природе?

в) Обобщение учителя

— Составляя в 1947 г., после долгого, вынужденного — из-за тюрьмы и ссылки — перерыва, сборник своих стихов, Н. А. Заболоцкий открыл его программной вещью «Я не ищу гармонии в природе...», написанной в тот же год. Это одно из «натурфилософских» стихотворений поэта, где человеческая деятельность мыслится не как начало, противостоящее миру природы, а как высшее выражение её творческих сил. Таким образом, начиная со спора с Лермонтовым, отрицая возможность гармонии, Заболоцкий приходит к выводу, что гармония эта будет воплощена благодаря усилиям человеческой мысли и чувства, благодаря творческой и творящей воле.

    4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Где-то в поле возле Магадана...»

а) Вступительное слово учителя

— «Где-то в поле возле Магадана...» по жанру баллада — навеянная лагерной жизнью горькая песня о судьбе двух людей. Тема эта была запретной в советской литературе. Заболоцкий обратился к ней ещё до Солженицына. Магаданская область, располагающаяся на северном побережье Охотского моря, — один из крупных центров ГУЛАГа в сталинское время. Область расположена в основном на Колымском нагорье, имеет резко континентальный климат. Температуры января — от -38 до -19 градусов. В июле — от 3 до 16 градусов. Большое количество осадков, многолетняя мерзлота, скудные почвы, на которых располагаются тундры и лесотундры, — всё это делает Магаданскую область почти непригодной для жизни человека. Именно она была предпочитаемым местом ссылки неугодных власти.

     б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение?

    • Зачем автор вводит в стихотворение высокий образ звёздного неба? Почему звёзды вернулись к погибшим людям?

    • Что придаёт стихотворению интонацию протяжной народной песни-плача? (Пятистопный хорей)

    г) «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи песни «Где- то в поле возле Магадана...» (музыка А. Н. Пахмутовой, исполняет И. Д. Кобзон)

д) Обобщение учителя

«Вообще Заболоцкий — фигура недооценённая. Это гениальный поэт. Я думаю, что самые потрясающие русские стихи о лагерях, о лагерном опыте принадлежат перу Заболоцкого. А именно “Где-то в поле возле Магадана...” Там есть строчка, которая побивает всё, что можно в связи с этой темой представить. Это очень простая фраза: “Вот они и шли в своих бушлатах — два несчастных русских старика”. Это потрясающие слова...» — писал И. А. Бродский.

5. «Практикум начинающего литературоведа»

    а) Самостоятельная аналитическая работа с текстами стихотворений «Завещание», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» (в парах по вариантам)

    • Как передаёт Н. А. Заболоцкий глубину и поэтичность чувства лирического героя в этих стихотворениях?

Презентация результатов работы

б) Сопоставительная работа (в парах)

    • Сопоставьте стихотворения Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского» и Н. А. Заболоцкого «Вчера, о смерти размышляя.». Укажите сходство и различия в художественном освещении темы.

Презентация результатов работы

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Оформить страницу (лист формата А4) с одним из стихотворений Н. А. Заболоцкого по выбору для классного альманаха «Любимые стихотворения XX века».

    2. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой, выразительное чтение наизусть стихотворений.