Сближение уроков русского языка и литературы - Ф. А. Нодель 2010


«Колея эта только моя»

(поиски пути)

Более чем полвека назад, оказавшись после распределения в сельской школе Сибири, я впервые ощутил неудовлетворенность методическими пособиями и учебниками по литературе и по русскому языку, прежде всего - их явной разобщенностью. В одной «державе» правила бал изящная словесность: изучались произведения классиков отечественной и мировой литературы и посвященная им критика, в другой - в лучшем случае заимствованные оттуда же пейзажные фрагменты, чаще - безликие и безымянные творения графоманов, оскорбляющие хороший вкус, но зато потрафляющие переменчивой политической погоде, стоявшей на дворе, и пристрастиям тех, кто ее делает.

Меня по большому счету не устраивали ни упражнения, ни диктанты, и уже тогда я занялся поиском чего-либо более близкого к художественной литературе. Поначалу пошел более или менее проторенным путем: изучая «Горе от ума», брал материал из «Мильона терзаний» Гончарова, сопоставляя Онегина и Печорина, обращался к статье Белинского «Герой нашего времени»; готовя диспут о Базарове, основывался на одной из статей Писарева («Реалисты» или «Базаров»). Много позже я открыл для себя книги и статьи Г. Гуковского, В. Непомнящего, И. Виноградова, А. Синявского (Терца), Д. Мережковского, И. Золотусского, Ю. Карякина, К. Степаняна. Я стал брать из этой сокровищницы тексты не только для диктантов, но и для «комментированного письма», приводя примеры сочетания оригинальности и глубины мысли и ее адекватного выражения. Контрольные сопровождались заданием, призывающим определить собственную позицию: например, кто прав в споре об Онегине и Татьяне, о Катерине Островского, о тургеневском Базарове, Свидригайлове Достоевского и др.

Будучи много лет убежденным противником изложения как формы бездумного воспроизведения «один к одному» многократно прочитанного текста, я лет десять назад «открыл Америку», что и здесь все спасает творческий характер вопроса-задания, лучше всего зовущего к разномыслию.

Систематическая экспериментальная работа осуществляется уже более пяти лет в тесном контакте с редакцией газеты «Русский язык». Сложилась система диктантов по незаезженному литературоведческому тексту с заданием, позволяющим ученику изложить и защитить собственную позицию. По-новому предстала форма письменной работы по русскому языку и литературе - изложение. Вопрос-задание должен увести учеников от излишне подробного пересказа (в этих же целях текст нередко читается, вопреки сложившейся традиции лишь один раз) к осмыслению и личностной оценке (это не у всех и не всегда получается, но с течением времени многие входят во вкус и «излагают» чужое как ставшее своим, правомерно переводя изложение в какое-то подобие сочинения).

Настоящая брошюра состоит из двух частей и приложения. В первом разделе - «На правах дискуссии. должно сметь свое суждение иметь"» - даны тексты диктантов на литературоведческие темы. В них выражены противоположные критические позиции, одну из которых учащимся предлагается поддержать и по возможности развить.

Второй раздел - «Новый подход к письменной работе: изложение- сочинение». Оба раздела иллюстрируются фрагментами ученических работ. В приложении «“Копилка” текстов, или “Выбирай на вкус”» дана подборка текстов.