Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000

От автора

Можно ли научить писать сочинения? Мудрые говорят, что научить нельзя — можно только научиться. А учиться, как известно, лучше на ошибках других.

Самый надежный путь к овладению любым умением — посмотреть, как это делают другие, и попробовать самому сделать так же... или лучше.

Именно поэтому вам предлагаются в качестве материала для изучения не придуманные взрослыми, а подлинные сочинения «настоящих» учеников — тех, которые и сейчас сидят за партами в школах Санкт- Петербурга или закончили школу совсем недавно. Сравнивая с этими работами собственные сочинения, вы можете анализировать достоинства (хвалить себя надо обязательно!) и возможные недостатки тех и других. После каждого сочинения вы найдете комментарий к нему. На примере этих работ мне хотелось бы показать, сколь многого может достичь ученик, если понимает, что от него требуется, и знает, как добиться цели.

В книге приводятся и самые необходимые теоретические сведения. Вам предстоит прочесть несколько (надеюсь, нескучных) глав, которые можно считать занятиями. А потому не спешите дочитать книгу до конца — лучше читать по главам и выполнять задания к ним.

Мне хотелось бы помочь каждому читателю поверить в себя, в свои способности и возможности. Поверить и понять, что работа над сочинением — вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителями.

Многое можно сказать о полезности и нужности такого занятия, как сочинение. Можно говорить, что это — занятие увлекательное. Но думаю, что не всех смогу убедить сейчас в этом, и потому скажу пока только об одном.

Да, конечно, сочинение — это трудно. Но это и интересно. Ведь в любом сочинении вы волей-неволей рассказываете и о себе. Согласитесь, читатель, что все, что связано с вами, просто не может быть неинтересным.

А теперь — о первом условии успешной работы. Современные психологи считают, что стрессовые состояния, переживаемые человеком, не снижают интеллектуального уровня личности. Оказывается, самое уязвимое — это память и творческие способности. (Вы, наверное, замечали, как катастрофически все забывается во время экзамена и вспоминается потом, после него, когда вы успокаиваетесь.) Значит, очень важно, в каком настроении садитесь вы за работу над сочинением. Особенно это важно на экзамене. Не впадайте в панику, не доводите себя до взвинченного состояния. Но и абсолютное спокойствие тоже не лучшее условие для творчества. Постарайтесь создать бодрое, рабочее настроение, гармонизировать свой внутренний мир. И никто лучше вас самих не знает, как это сделать...

Итак, начинаем работу...