Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000

Часть первая
Занятие 3. Что такое правильный черновик

Странно, но многие совсем не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — так же плотно заполняя листочек записями, практически без полей, только более небрежно, грязно.

На такой черновик уходит много времени, а главное, он не оставляет пространства для совершенствования мысли, композиции — словом, не дает возможности работать творчески, создавая текст.

«Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного* характера: два-три учебника под рукой, списал оттуда, списал отсюда, без кавычек (то есть без

указания на цитату) «содрал» с литературно-критической статьи — получилось этакое «лоскутное одеяло». Могут, конечно, «схватить за руку» (уличить в литературном воровстве), а могут и не «схватить» — пройдет как «сочинение». Печально, но многие так и пишут, отнимая у себя всякую возможность самосовершенствования, а иногда — и способность к самостоятельному мышлению. Такой способ написания сочинений в результате приводит к панической боязни самостоятельного высказывания.

* Компиляция (от лат. compilatio — ограбление) — 1) составление каких-либо сочинений путем заимствования всех данных из чужих исследований: 2) работа, составленная таким методом. (Здесь и далее все определения значений слов даны по изданию: Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981.)

Конечно, черновики у каждого свои. Есть счастливчики (их, правда, немного), которые пишут вообще без черновиков, разве что план набросают.

А вот Пушкин, например, любил писать «огрызочками» перьев на малюсеньких листочках, немилосердно все перечеркивая, но несколько раз возвращаясь к одному и тому же варианту, — и снова все меняя. Пушкин так бережно относился к точности слова, что даже письма писал с черновиками.

(Вообще черновики Пушкина — особая тема. Есть большие ученые, которые всю жизнь посвятили исследованию пушкинских черновиков. Кстати, это и самые дорогие черновики в мире. Они ценятся дороже записей, сделанных рукой Наполеона и Петра I.)

Но вернемся к школьным черновикам. Разрешите мне высказать свои рекомендации, а там уж выбирайте, что вам удобнее...

Я советую своим ученикам брать для черновиков большие листы либо тетрадные листы поворачивать в вертикальном направлении. Правда, тогда линеечки окажутся поперек записей, — но кому в юности не симпатично высказывание Рея Дугласа Брэдбери: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек...»

Затем листы черновика надо согнуть пополам — вдоль. Леван сторона — собственно черновик, правая — «поля». Эти поля можно не соблюдать так уж тщательно, но они обязательно должны быть.

Листы черновика не нужно переворачивать: заполняйте их только с одной стороны, и пусть все они так и лежат перед вами, «глядя» на вас. Всякое переворачивание листов, поиски, «где это у меня записано», прерывают мысль, разрушают настрой.

Но и поля, и обратная сторона листа не пустуют. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются поля, а когда и на полях тесно, рисуются стрелочки к краю страницы — и какой простор на обратной стороне листа, чтобы уточнить, конкретизировать, подтвердить мысль примерами и цитатами!

Конечно же, листы нужно нумеровать. Стрелочки, звездочки и другие условные знаки, цифры, овалы... В таких черновиках разбирается только сам автор — но разбирается уверенно. Вот это и есть настоящий, «правильный» черновик.

Этот вид черновика «придумался» сам, когда в гимназии мы писали большие (гораздо больше обыкновенных сочинений) ученические исследовательские работы и «шлифовали» их содержание и стиль. (Некоторые из них вы прочитаете в этой книге.)

Не прочерчивать поля, а отмечать их линией сгиба придумали мои рационально мыслящие (или ленивые?) дети. Каково же было мое удивление, когда среди детских впечатлений, привезенных после экскурсии в Ясную Поляну, была бурная радость от того, что сам Толстой писал на таких же черновиках: «И даже линия сгиба видна: так четко-четко! Я специально смотрела!»

Конечно, и я порадовалась. Приятно иметь что-то общее с гениальными людьми, — пусть это даже всего лишь одинаковая манера вести записи на черновиках.

Попробуйте «освоить» такой черновик на практике — это и будет практическое продолжение нашего небольшого занятия.