Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000

Часть первая
Занятие 5. С чего начать, или магическая сила названия

Итак, с чего же начать?

В буквальном смысле слова с самого начала. С удивительно простой, но очень важной вещи: с записи темы сочинения, и тему надо записать точно, буквально скопировать, со всеми ее скобками, кавычками и прочим.

Запись темы в черновике — абсолютно обязательная вещь.

Вот случай из школьной практики. Сочинение на выпускном экзамене по литературе. Подхожу взглянуть, что же выходит у нашей «золотомедальной» ученицы, на которую возлагалось столько надежд, и, к ужасу своему, вижу: черновик написан... не на тему! Такой «диагноз» грозит сочинению оценкой «два»! Уже догадываясь, в чем дело, листаю черновик: так и есть, тема не написана. «Где же твоя тема?» — «Да вон, — отвечает (с упреком и недоумением), — на доске она!» А к несчастью, между доской и ее партой, на учительском столе — огромный букет цветов. Так что тему она не только не списала — она ее еще и прочла неверно. Отсюда и результат — не всмотрелась, не вдумалась — и ушла в сторону...

Вообще медалистам на экзаменах я очень сочувствую. Их титаническому многолетнему труду сопутствует иногда незнание элементарных вещей в работе над сочинением. А груз ответственности — перед школой, родителями, учителем — просто страшный!

Они же привыкли делать все на «отлично», неспособны простить себе малейший промах или ошибку... Обидно, если у потенциального медалиста происходит

срыв на экзамене. Но это обидно и любому ученику. Вот поэтому я и повторяю: формулировка темы не прощает невнимания к себе. Точно, аккуратно и бережно переписывайте ее в свой черновик, и желательно даже не переворачивать лист с названием темы, всегда видеть его перед глазами.

Почему? Потому что незримая связь идет между словом и человеческим сознанием. Вы можете сами привести массу примеров жизни слова вне нас. Как резанет порой душу грубая брань мимо идущего человека! Тот ушел давно (он и вас-то не заметил), а вы все не можете очистить душу от скверны. И что поможет, что исцелит? — молитва, стихи? — опять Слово. Или, читая письмо, вы вдруг услышите голос написавшего — так, как если бы он все это произносил... Примеры можно множить...

Но, увы, порой, человек недостаточно бережно относится к слову. Он знает, как на него воздействует та или иная пища, та или иная природная среда, погода, — и здесь его отношение избирательно, он способен защищаться от неблагоприятного воздействия. А вот часто ли задумается он о воздействии слова на его душу, о том, что от влияния иных людей (книг, музыки, фильмов) стоило бы ее защитить, а к другим обращаться (и общаться с ними) чаще?

Но эта тема — за пределами данной книги, а пока нам важно и несомненно одно: записав тему, мы уже включились в работу над сочинением. Теперь начинается самое главное. Ведь тема — это некое условие задачи, в которое надо вдуматься. (Вспомните: на уроках математики условие задачи читается несколько раз, чтобы ученики могли уловить логические связи, причинно-следственные отношения, то есть чтобы могли понять.) Формулировка темы — тоже задача, только неизмеримо более объемная и сложная, а главное, имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очерчено.

И здесь важно каждое слово (в точном его значении), каждый знак, кавычки, особенно союзы. А. Блок писал, что стихотворение — это звездное покрывало, растянутое на остриях слов. Вот эти слова-«острия», то есть главные, ключевые слова, и важно выделить, и обязательно подчеркнуть (или заключить в овал, обвести — словом, как-то выделить) в теме. Особенно важны слова, обозначающие понятия (роль, образ, прием, своеобразие и др.). Именно они диктуют пути раскрытия темы.

Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае — вся формулировка будут повторены в тексте сочинения, открывая или завершая фрагменты работы (абзацы) или все сочинение в целом, — это не недостаток. Зато вы будете уверены, что «держите тему обеими руками». Ведь наша главная задача — понять и раскрыть тему, не уйти от нее.

Теперь поработаем практически.

Вот вам тема: «Роль диалогов-споров в романе И. С. Тургенева „Отцы и дети“». Подчеркните главные слова, определите границы (то есть о чем писать) и задачи (к каким конкретным выводам привести читателя).

Подчеркнули главные слова?

Какие?

Да, сочинение — богатое по материалу. Острые, конфликтные, содержательные споры героев Тургенева увлекают, ведут за собой. Можно пересказывать, комментировать; как тут не отметить тургеневское мастерство диалога, тонкое понимание психологии героев...

Но вы не забыли подчеркнуть главное слово — «роль»? Именно мысль о роли диалогов-споров должна «освещать» всю работу, и замечательно, если у разных авторов будет разный взгляд на эту роль. Может быть, для вас главное — раскрытие личности героя через диалог-спор, может, вы напишете о том, что именно диалог-спор затрагивает важнейшие для того времени вопросы общественно-политической жизни, что в немалой степени способствовало актуальности романа...

Может, вы отметите сложность художественного полотна произведения, где и живые жизненные картины, и экскурсы в прошлое (в историю жизни героев), и портреты, и размышления, но ярче всего — диалоги- споры...

А может, найдете в речи Базарова тот фрагмент (он у меня любимый), который не похож на его избитые (в школьных сочинениях) афоризмы и прямо устремлен в день сегодняшний — и тем делает роман злободневным и для нас, объясняя все потрясения, страшные судороги развития нашего общества? Он немножко длинноват, этот абзац, и на уроках его обычно пропускают, предпочитая цитировать, что «Рафаэль гроша медного не стоит» и что «природа не храм» ... Для любопытных подскажу: Базаров говорит о «недостатке в честных людях» (т. е. о недостатке честных людей) как об одной из главных причин несостоятельности новых начинаний... Прозорливец Тургенев!

Ну, словом, по-разному можно показать роль (значение) диалогов-споров в романе Тургенева «Отцы и дети». Одного только нельзя: не заметить этого слова в теме и ограничиться анализом содержания диалогов. Работа будет признана неудачной.

Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее раскрытия; выделить главные слова в теме.

Работая с сочинением, время от времени перечитывайте формулировку темы.