Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018

Цели и средства
Бесчестные средства, с помощью которых многие... возвышаются, ясно говорят, что и цели также не стоят доброго слова

Всегда ли цель оправдывает средства? Вероятно, средства, которые человек использует на пути к своей мечте, не должны вступать в противоречие с содержанием этой мечты. Иными словами, желаемая цель полностью дискредитирует себя, если она достигается бесчестными средствами. Размышления об этом мы встречаем в произведениях русской литературы, например, в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

«Бессмертной заслугой русской литературы перед всей культурой является то, что она в лице Гоголя встретила героя бизнеса, героя «конформизма», героя личной карьеры, героя «растиньяковщины» своим уничтожающим смехом, и всем стала видна и его мертвая душа, и его конечная смертельная обреченность, прикрытая самоуверенностью и респектабельностью», — писал В. В. Ермилов1.

1 Ермилов В. В. Гений Гоголя. — М., 1959.

Таким героем у Гоголя становится Чичиков, ловкий делец-предприниматель. Главной жизненной целью Павла Ивановича является материальный достаток, комфорт и положение в обществе. Ну и также, вероятно, семья. И для достижения этой цели, по мнению героя, хороши любые средства — обман, плутовство, казнокрадство. Дела, проворачиваемые Павлом Ивановичем, по замечанию писателя, носили название «не очень чистых». Однако главной авантюрой Чичикова становится «приобретение» мертвых душ. Он скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние. С этой целью Павел Иванович приезжает в губернский город NN.

И первое, что интересует Чичикова, — это «состояние края: не было ли каких болезней в их губернии — повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного». Интерес Павла Ивановича понятен — от повальных болезней зависит количество умерших крестьян и, соответственно, количество душ, которые можно будет заложить в банке. Однако в своем «предприятии» Чичиков проявляет не просто рациональную заинтересованность делового человека. Как замечает В. В. Ермилов, герой обнажает и свои чувства, эмоции, и реакция Чичикова на сообщения о смертях, болезнях, пожарах противоположна нормальной человеческой реакции1. Договорившись с Маниловым, не захотевшим брать деньги «задуши, которые в некотором роде окончили свое существование», Чичиков «чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости». Живейшее нетерпение испытывает Павел Иванович, услышав от Собакевича, что Плюшкин, у которого люди «как мухи мрут», живет всего в пяти верстах. Наконец, «приобретя» у Плюшкина большое количество душ умерших и беглых крестьян, Чичиков даже поет. Радость, счастье героя обусловлены не жизнью, а смертью.

1 Ермилов В. В. Гений Гоголя. — М., 1959.

Так в связи с образом главного героя в поэме возникает мотив чертовщины, бесовства. «В сознании Гоголя образ героя «Мертвых душ» не мог не связываться с образами народных сказок, всегда сопрягавших золото с преступлением, с костями и могилами. За образом Чичикова стоит образ Басаврюка, стоит тема продажи души дьяволу», — писал В. В. Ермилов1.

1 Ермилов В. В. Гений Гоголя. — М., 1959.

Ассоциации с нечистой силой, с ее возможностями перевоплощения, вызывает и портрет героя, и изменчивость его поведения, и изменчивость самого его образа в глазах окружающих. Чичиков многолик, и Гоголь подчеркивает это уже в самом описании внешности героя: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтоб слишком молод».

Манеры Павла Ивановича тоже неопределенны. Говорит он «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует». Чичиков может с легкостью поддержать разговор на любую тему — о лошадином заводе, о бильярдной игре, о выделке горячего вина, о добродетели.

Павел Иванович может с легкостью приспособиться к характеру любого человека. С Маниловым он становится «приятным собеседником», любезным и добродушным, с Коробочкой — простым, старинным патриархальным барином, с Плюшкиным — степенным, рассудительным чиновником.

Изменчивость, многоликость Чичикова отражается и в восприятии его окружающими. Для жителей губернского города Павел Иванович сначала — «благонамеренный человек», затем — «херсонский помещик», однако к концу романа образ его резко снижается — Чичикова считают «подосланным чиновником из канцелярии генерал-губернатора», капитаном Копейкиным, «переодетым Наполеоном», «шпионом», «делателем фальшивых бумажек», даже Антихристом.

Мотив черта возникает и в отдельных сюжетных ситуациях поэмы. Павел Иванович призывает черта, необдуманно оставшись переночевать у Ноздрева. Перепачканный в грязи, Чичиков напоминает Коробочке борова. Наконец, уехав с бала, раздосадованный Павел Иванович причисляет это развлечение к нерусским, бесовским занятиям: «Просто дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре; черт знает, что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами».

Мотив чертовщины, бесовства звучит и в самом сюжете поэмы. Авантюра Чичикова безнравственна по самой своей сути, так как бессмертная человеческая душа не может являться предметом торга. Однако героя не волнует моральная сторожа вопроса. Подобно Мефистофелю, он втягивает в свое бесовское предприятие провинциальных помещиков. Причем каждого из них Чичиков искушает по-своему. Манилову в этой сделке предоставляется возможность проявить свою «приятность», «образованность». Экономная Коробочка, не понимая сути сделки, соблазняется мыслью о казенных подрядах, возможности продать в казну муку и свиное сало. Практичный, деловитый Собакевич тоже соблазняется явной выгодой сделки. Плюшкин удовлетворяет собственную алчность. Характерно, что Чичикову не удается втянуть в аферу лишь Ноздрева. Однако это происходит не благодаря добродетели последнего, а, пожалуй, наоборот, из-за его крайней безалаберности и непредсказуемости.

При других обстоятельствах бесхитростным обитателям имений, вероятно, и в голову бы не пришла мысль о самой возможности подобной «сделки». Но вот появляется Чичиков, и герои становятся участниками безнравственного предприятия и заложниками собственных слабостей. При этом сами по себе образы гоголевских помещиков далеки от образов демонических злодеев. Однако жизнь их, по Гоголю, бездуховна, лишена осмысленного содержания, необходимого человеку нравственного наполнения. В этих условиях любое положительное качество (в гоголевских помещиках есть и положительные черты) становится, по мысли писателя, бездейственным и бесполезным, человек же поддается соблазнам.

Вовлекая каждого из помещиков в свою аферу, Чичиков выступает в поэме настоящим бесом-искусителем. Его похождения — не просто занимательные приключения плута и мошенника, это покушение на основу основ жизни, это неуважение к «великим и святым обязанностям» человека. И в этом заключен глубинный, внутренний смысл поэмы.

Таким образом, цель не оправдывает средства. И цели, не таящие в себе ничего предрассудительного (семья, положение в обществе, материальный достаток), не могут быть достигнуты низкими средствами.