Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018

Смелость и трусость
Страх возникает вследствие бессилия духа

Страх — это внутреннее состояние человека, обусловленное грозящей ему опасностью, бедствием. Однако чувство страха человек испытывает не только перед лицом природных катаклизмов, но и в самых различных жизненных ситуациях. Порой страх возникает вследствие бессилия духа. И тогда человек может совершить недостойный поступок, предательство. Размышления об этом мы встречаем в художественной литературе, например, в повести В. Быкова «Сотников».

В своих произведениях В. Быков расширяет рамки, заключающие в себе понятие «героическое». Подвиг в его произведениях многообразен. Он возможен не только в бою, в сражении, но и в умении сопротивляться грозной силе обстоятельств, выдержать поединок с врагом, сохранить в себе человеческое начало перед лицом смерти.

Критики много спорили о кратких и суровых повестях писателя, находя определенную уязвимость в их жанровой форме. Однако именно повесть-притча дает возможность писателю углублять философское содержание произведения, придавать событиям высший и всеобщий смысл. В героях — солдатах, молодых офицерах, партизанах — Быкову важна личность, умеющая сохранить себя в минуту смертельной опасности1.

1 Метченко А. И., Петров С. М. Указ. соч.

Таким героем является Сотников в одноименной повести В. Быкова. В этой повести нет картин грандиозных сражений, нет сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне.

Вспомним сюжет произведения. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец им удается достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — предательство, вследствие которого ему сохраняют жизнь.

Композиционно повесть построена на дорожном сюжете. Но большое значение в ней имеет также принцип антитезы. Причем здесь имеет место определенный контраст внешнего поведения и внутреннего мира человека.

Характерно, что писатель не пытается сразу же разоблачить Рыбака. Во всех поступках этого героя — опытность бывалого человека и партизана. Он дает разболевшемуся Сотникову свое полотенце, предлагает ему вернуться в отряд. Когда Сотникова ранят, то Рыбак, рискуя жизнью, помогает ему. Казалось бы, в этом герое много положительных качеств. Но вот наступает экстремальная ситуация, требующая от человека выбора между жизнью и смертью. И Рыбак в этой ситуации выбирает жизнь, испытывая чувство страха. Причем этот герой словно уговаривает самого себя. Он искренне считает, что не совершает никакой подлости, что «может, еще и вывернется и тогда уже наверняка рассчитается с этими сволочами...». Писатель здесь глубоко исследует душевное состояние героя. Сначала Рыбак испытывает большую радость, чувство облегчения, так как пока живой, гибель откладывается. И только потом он осознает, что никогда не сможет вернуться к своим, потому что стал предателем. И теперь уже гибель кажется Рыбаку «недостижимым счастьем».

«Причина падения Рыбака, — писал Быков, — в его душевной всеядности, несформированности его нравственности. Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения»1.

1 Великая академия — жизнь. В. Быков — Л. Лазарев. Интервью. — www.lib.ru

Сотников же, напротив, не обладает героической внешностью, смекалкой, энергией Рыбака. Он отправился в путь, будучи больным. Кажется, что он не готов совершить подвиг. Но он вынес суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом шталаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии... Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем на поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.

Раненый и больной, Сотников в этой ситуации решительного выбора оказался морально сильнее Рыбака. Причем, как и Рыбак, он тоже осознает всю ценность жизни. И мы понимаем это, анализируя сцену казни. Это один из важнейших моментов в развитии сюжета. Исследователи отмечали, что Сотникову теперь особенно дорога и природа, и далекая церквушка, и стоящие рядом люди. Герой гибнет, однако смерть его не бессмысленна. Трагической силе обстоятельств он противопоставил свою личность. Это сильный и последовательный характер.

Таким образом, чувство страха порой безраздельно завладевает человеком, подобно животному инстинкту, заглушая голос совести и подвигая на низкие поступки. Но человек должен противопоставить ему свое мужество, убежденность в необходимости сохранить в себе человеческое даже перед лицом смерти.