Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018

Смелость и трусость
Дерзайте Отчизну мужеством прославить

Мужество, храбрость, отвага — качества, необходимые человеку в лихую годину, качества, незаменимые в бою, в сражении, перед лицом смертельной опасности. Обладая этими качествами, человек может одержать победу в бою, народ — выиграть не только битву, но и войну. «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!» — призывал М. Ломоносов. И эти качества в полной мере проявились в истории России, в русском народе, с отвагой и доблестью защищавшем свою Родину. Воинскую доблесть России всегда воспевали поэты и писатели. Так, Отечественной войне 1812 года посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Оно было написано в 1837 году, опубликовано в журнале «Современник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде разговора двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Этот диалог плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произведении М. Ю. Лермонтов «создал совершенно новый жанр народной оды, ничего общего не имеющий со старой одой»1.

1 Чудаков А., Пумпянский Л. Стиховая речь Лермонтова. — www.books.google.ru

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь мужеством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Истоки этого сравнения — в романтизме, в тоске поэта-романтика по героическому прошлому, в идеализации старины, в критической позиции лирического героя по отношению к своему поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, который полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть — это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица русского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом1. В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

1 Чудаков А., Пумпянский Л. Стиховая речь Лермонтова. — www.books.google.ru

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серьезным, в рассказе появляются торжественные, патетические интонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гиперболы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Картина эта во многом символична. «“Редут”, за которым бился герой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачиваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами...», «В дыму огонь блестел...») и «ночной», темной природы «французов» (“Французы двинулись, как тучи...”)»1. В реальности же здесь переданы события, происходившие на батарее Раевского и описанные Л. Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир». Известно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

1 Буслакова Т. П. Русская литература XIX века: учебный минимум для абитуриента. — М., 2005.

Стихотворение написано с помощью чередования четырехстопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихое племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»), анафору и синтаксический параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лермонтова и во всей русской литературе. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, человек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Бородинском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной войны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два великана», «Поле Бородина». Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

Таким образом, почетный долг человека и великая миссия его — защищать свое Отечество. И в исполнении этого долга необходимы мужество и отвага.