Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018

Человек и общество
Ничто так наглядно не определяет лица государства, как существо и облик чиновника

Чиновник — это в российской действительности персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и людям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточничество, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А. С. Грибоедов. А ведь именно облик чиновника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что... правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой чело-

век «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Тему чиновничьего произвола развивает и М. Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одного города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности этого градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали...». Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол:

«Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения...». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувствовали они «только зловещий и безотчетный страх».

Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки».

Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, так как это препятствует «успешному ходу летних работ». Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурче- ев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят...». Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.

Таким образом, поведение чиновников определяет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам...»

(А. С. Пушкин)

«Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви», — писал В. Распутин. Проблеме исторической памяти посвящена повесть писателя «Прощание с Матерой».

В основе ее сюжета — реальная история. В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень тяжелым для жителей этих деревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Вот этот драматический момент и становится сюжетом повести Распутина.

Матера в произведении — живое существо, она живет своей особенной жизнью, крепко, надёжно стоит на Ангаре. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера?»

Слово «Матера» связано со словом «мать», для жителей она — первооснова, стержень, на котором держится все их бытие. Остров этот имеет свою историю: видела Матера бородатых казаков, возводивших на Ангаре Иркутский острог, была свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию-колхоз», жители ее защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. И теперь люди должны покинуть этот дорогой им кусочек земли, переезжать на новые места. Это становится тяжким испытанием для жителей деревни, характеры людей начинают проявляться в этот момент, души обнажаются.

С горечью описывает Распутин процесс умирания деревни. «Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы — их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски — поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матере только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения».

Конфликт старого и нового реализуется в повести путем столкновения персонажей. Так, местному начальству, бездумным исполнителям государственных распоряжений (председателю Воронцову, Жуку), в произведении противопоставлены коренные жители острова: старуха Дарья, Настасья, Сима и ее внук Колька, Богодул. Для председателя главное в жизни — карьера, он не местный человек, приезжий. А для Жука и вовсе нет ничего святого на этой земле. Характерна сцена разорения кладбища, когда чиновники заботятся о туристах, а о коренных жителях забывают. Легко относится к переселению и молодое поколение деревни — невестка Дарьи и ее внук Андрей, бездумно сжигает свою избу Петруха.

Нравственный идеал писателя воплощается в образе старухи Дарьи. Она отказывается от переезда из родной деревни, покуда не перенесут могилки. Для нее очень значима память о предках, чувство любви к родной земле. Дарья у Распутина — это воплощение народной совести, хранительница традиций. К ней тянутся люди, идут за советом, помощью и поддержкой. С образом Дарьи связан у Распутина образ дома, который в повести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Прощаясь со своей избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Она побелила ее, вымыла полы и окна. С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Матеры.

В повести также очень важен образ Старой лиственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистребимости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут уничтожить это прекрасное, сильное дерево. Так, по мысли писателя, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина.

Все эти образы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подорвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает старое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой безжалостного разрушения прошлого или же сохраняя все лучшее, что есть в старой жизни? Именно эти проблемы остро поставлены писателем1.

1 См: Конспект урока по литературе в 11 классе «Проблематика повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой”». — www.menobr.ru