Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018

Равнодушие и отзывчивость
В чем добродетель? В сострадании к живому

Добродетель — это важнейшая нравственная категория, делание добра. Это совокупность моральных качеств личности, в основе которых — любовь, терпимость, сострадание ко всем живому, к людям, природе, животным.

Отношение людей к «братьям нашим меньшим» всегда занимало писателей, поэтов, привлекавших внимание общества к жестокому обращению с животными, с горечью отмечавших дефицит доброты и сострадания в человеческих сердцах.

Одно из таких произведений — рассказ Л. Андреева «Кусака». В основе сюжета — история бродячей собаки. Жизнь научила ее защищаться, не доверять людям. Но вот весной появились дачники, обогрели, приласкали, накормили собаку, и сердце ее оттаяло. Кусака (такое прозвище ей дали) искренне

привязалась к ним. А с наступлением осени дачники уехали в город, бросив несчастную собаку на произвол судьбы. И снова была разрушена ее вера в людей...

Мир людей и мир животных противопоставлены в рассказе А. Куприна «Изумруд». Изумруд — это скаковая лошадь, жеребец, выигравший скачки. Однако люди начинают оспаривать его первенство, утверждая, что лошадь «поддельная», «фальшивый рысак», требуют назад поставленные деньги. В финале Изумруд погибает (ему подсыпают отравленный овес). «Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но насколько он чище, совершеннее их! Невдомек ему, разгоряченному блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве, как невдомек и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой странно-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, «когда все... спали», не осознанное жертвой, отторгает убийцу, «большеголового, заспанного человека с маленькими черными глазками и тоненькими черными усами на жирном лице», от рода человеческого, так безнадежно уступающего животным в порядочности»1.

1 Нимазгалиева Р. А. Анализ рассказа А. И. Куприна «Изумруд». — www.lit.1september.ru

Этой же теме посвятил рассказ «О чем плачут лошади» и Ф. Абрамов. Сюжет рассказа несложен: пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему такую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботились о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и попросили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьянской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленичные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души...». Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фронтах всех войн лошади воевали. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется с первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к ним относятся люди? Пьяный конюх зачастую забывает о них, почти все животные сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям и помощникам — лошадям.

Таким образом, именно общение с природой формирует нравственность. Человек должен быть добр, милосерден по отношению к природе и животным. И тогда окружающий мир распахнется ему навстречу и заиграет удивительными, яркими красками.