Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018


СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные понятия

  Народность — национальные черты в литературе, позволяющие почувствовать народный колорит, осознать народную идею.

  Историзм — освоение и передача в литературном произведении духа того или иного временного периода, эпохи.

  Литературная критика — одна из разновидностей литературного творчества. Литературная критика занимает промежуточное положение между собственно литературой и чтением. Литературный критик, прочитывая современное литературное произведение, может создать дополнительный сопутствующий текст, разъясняющий смысл этого произведения и дающий ему оценку (в частности, в области художественных достоинств и злободневности проблематики).

  Художественный вымысел — то, что писатель «придумал», то есть создал, обратившись к своему воображению.

  Фантастика — метод, позволяющий автору допустить невозможное, избавиться от границ реальности или расширить их.

Содержание и форма

  Содержание — то, ЧТО отражено в произведении.

  Форма — то, КАК выражено содержание.

  Тема — явление жизни, которое изображается в литературном произведении.

  Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому явлению.

  Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.

  Авторская позиция — отношение автора к героям и событиям, происходящим в литературном произведении.

Литературные роды

  Литературные роды — это объединения литературных текстов, сформированные по способу изображения и по формальному сходству.

  Эпос — род литературы, предполагающий сюжетное повествование о происшедших событиях.

  Лирика — род литературы, воссоздающий переживания, чувства, эмоции.

  Лиро-эпика — литературный род, находящийся на пересечении эпоса и лирики и обладающий признаками двух этих родов одновременно. От эпоса лиро-эпика получила событийную фабулу, а от лирики — эмоциональную окрашенность и, как правило, стихотворную форму.

  Драма — род литературы, ориентированный на сценическую постановку и не рассказывающий о событии, а показывающий его в действиях и речах персонажей.

Литературные жанры

  Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.

  Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни.

  Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют.

  Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, освещается одна проблема.

  Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события.

  Сказ — художественное произведение, оформленное как повествование живым народным языком, подражание фольклору.

  Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом.

  Поэма — большое стихотворное произведение, как правило повествовательного характера.

  Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу.

  Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы.

  Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания.

  Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение.

  Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни.

  Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата.

  Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера, направленное на конкретного человека. Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе. Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).

  Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе. Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода.

Автор и персонаж

  Повествователь — персонаж, от имени которого излагается литературное произведение.

  Образ автора — персонаж, символизирующий создателя литературного произведения; создаётся автором как автопортрет.

  Персонаж — любое лицо, функционирующее в литературном произведении.

  Лирический герой — условный образ, представляемый, как правило, от первого лица («я»); носитель переживаний и эмоций.

  Характер — личность, отражённая в литературном произведении и наделённая рядом явных психологических черт.

  Тип — персонаж литературного произведения, черты которого стали продуктом социальных явлений того периода; «дитя своего времени».

  Система образов — все персонажи литературного произведения и их взаимодействие.

Изобразительно-выразительные средства языка

  Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения. Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.

  Афоризм — краткое меткое высказывание, бытующее в речи как устойчивое выражение.

  Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в обычной речи.

  Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения. Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.

  Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.

  Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства.

  Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.

  Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении.

  Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.

  Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности). Гипербола — поэтическое преувеличение.

  Аллегория — художественное представление отвлечённых идей в виде вещественных символов или людей.

  Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.

Литературные направления

  Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определенный исторический период. У литературного направления есть философская основа (ЧТО писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (КАК именно освещаются характерные для литературного направления процессы).

  Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности. Для художественных приёмов характерны строгие правила.

  Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.

  Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.

  Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.

  Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.

  Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.

  Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира, и точность каждого слова, описывающего его.

  Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.

  Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.