Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868 — 1936) — писатель, драматург, журналист, публицист.

Пьеса «На дне»

В ночлежном доме, где живут обнищавшие и опустившиеся люди (дно общества) появляется странник Лука. Мало-помалу он даёт каждому надежду на то, что можно изменить жизнь к лучшему, однако в кульминационный момент (любовный конфликт переходит в драку) бесслед-

но исчезает. Гордые слова обитателя ночлежки Сатина о важности и красоте человека контрастируют с происходящим. Актёр вешается, Ваську Пепла арестовывают, Анна умирает.

Роман «Дело Артамоновых»

Роман-эпопея (от отмены крепостного права до революции 1917 года). Илья Артамонов, бывший крепостной, получает от князя награду за верную службу, приезжает в город Дрёмов и строит фабрику полотна. У Ильи три сына: Пётр, Алексей и Никита. Пётр женится на дочке местного старосты Наталье.

Надорвавшись на стройке, Илья умирает. Пётр возглавляет фабрику. Однажды горбатый Никита, тайно влюблённый в Наталью, слышит, как презрительно отзывается о нём женщина, и пытается повеситься, а после отказывается от наследства и уходит в монастырь. Алексей женится на Ольге.

Фабрика развивается, приносит всё больше денег. К её управлению уже подключаются сыновья Петра Яков и Илья, сын Алексея Мирон. Алексей умирает, дни Петра тоже сочтены. Его нелюбимый сын Илья присоединяется к большевикам. Начинается новая эра.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1880 — 1921) — поэт, публицист, драматург, литературный критик.

Стихотворения

  «Вхожу я в тёмные храмы...»: в храме в образе Богородицы поэту видится Прекрасная Дама, его возлюбленная.

  «Незнакомка»: шумному, грязному и бездуховному городу противопоставляется образ прекрасной незнакомки. Следовать за нею или остаться в привычном мире? После размышлений лирический герой решает, что его миссия — открыть миру себя, сокровища своей души.

  «Русь»: автор видит Русь многоликой — таинственной и сказочной, нищей и страдающей. И все её облики бесконечно дороги поэту.

  «О доблестях, о подвигах, о славе...»: горькое противопоставление светлых идеалов юности и действительности. Автор стремился вернуть любовь, которая освещала всю его жизнь, но больше не верит, что это возможно.

  «На железной дороге»: не справившись с безотрадной жизнью, молодая женщина покончила с собой, бросившись под колёса поезда (перекликается с образом Анны Карениной).

  «На поле Куликовом»: рассказывая о Куликовской битве, автор подразумевает параллели с современными для него событиями (революция 1905 — 1907 годов). Блок сравнивает Россию с неудержимой дикой кобылицей, которая несётся навстречу кровавому закату. Он констатирует, что впереди трудные времена.

  «Ты — как отзвук забытого гимна...» (из цикла «Кармен»): лирический герой видит во сне возлюбленную, подобную Кармен. Даже в тишине рая её цыганская страсть звучит отчётливо.

Поэма «Двенадцать»

Зимой 1917/18 года отряд из двенадцати человек (сравнение с двенадцатью апостолами) идёт по Петрограду. Революция обагрила их руки кровью. На Бога уповать больше не стоит: двенадцать человек решительно идут, за ними увязался шелудивый пёс (сравнение со старым миром), впереди фигура Иисуса Христа.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893 — 1930) — поэт-футурист, публицист, драматург, актёр, режиссёр.

Стихотворения

  «Нате!»: резкий вызов обществу потребителей и утверждение транжирства бесценных слов поэзии на тех, кто не может их оценить.

  «Послушайте!»: поэт сравнивает человеческую жизнь с судьбой звёзд. Жизнь человека в космических масштабах — всего один миг. Зачем же она нужна? Автор видит смысл в том, что человек кому-то нужен и дорог.

  «Скрипка и немножко нервно»: ироничное и печальное стихотворение о том, как оркестровая скрипка расплакалась, а другие инструменты грубо одёргивали её. Лирический герой сочувствует скрипке и видит в ней себя.

  «Дешёвая распродажа»: поэт не знает, какая судьба ждёт его, однако уверен, что каждое слово из его творчества будет впоследствии высоко оценено. А сейчас он готов отдать все свои слова, всю свою душу за одно человечное слово — но его нет.

  «Сергею Есенину»: на смерть Сергея Есенина. Написано в стиле дружеской беседы. Маяковский с болью размышляет о том, почему Есенин не нашёл себе места в новом обществе. Одной из причин смерти поэта Маяковский считает отсутствие чернил в гостинице (последнее стихотворение Есенин написал собственной кровью), намекая на то, что поэту в России всё же не дают высказаться. В то же время Маяковский настаивает, что жизнь поэту даётся с некими целями. Не зная, что вскоре он повторит поступок Есенина, Маяковский осуждает самоубийство.

  «Письмо Татьяне Яковлевой»: возлюбленная Маяковского Татьяна Яковлева жила в Париже и в Россию возвращаться не хотела — даже в качестве жены Маяковского. Рассказывая о голодной и нищей России, поэт предчувствует, что получит отказ — но не теряет надежды.

Поэмы

  «Облако в штанах»: поэма-отрицание в четырёх частях. «Долой вашу любовь!»: о муках любви на примере истории с Марией, не ответившей поэту взаимностью. «Долой ваш строй!»: мир наполнен нищими трудящимися. «Долой ваше искусство!»: мир требует прогресса во всём. «Долой вашу религию!»: отсутствие справедливости и предельность страданий вызывают в лирическом герое богоборческие стремления.

  «Во весь голос»: поэт противостоит «чистому» искусству, настаивает на «искусстве жизни», которое призвано обеспечить реальность мечтаний. Общественное благополучие — та цель, ради которой стихам приходится воевать и гибнуть.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895 — 1925) — поэт, представитель ново-крестьянской лирики и имажинизма.

Стихотворения

  «Русь»: автор выражает любовь к кроткой деревенской Руси, к её природе, к русскому человеку, терпеливо переносящему зиму, войну, беду — все напасти.

  «Не бродить, не мять в кустах багряных...»: лирический герой прощается с бывшей возлюбленной и тепло вспоминает её. «Письмо матери»: лирический герой чувствует, что всё больше утрачивает себя, и обращается к матери как к единственному, что связывает его с миром, любовью, правдой. «Пушкину»: поэт обращается к своему великому предшественнику, находя в его фигуре много сходства с собой (от совпадения имени до «хулиганства»), и надеется, что сможет, как и Пушкин, снискать всеобщее признание.

  «Спит ковыль. Равнина дорогая...»: лирическое стихотворение о любви к родной природе и к русской земле в целом. «О красном вечере задумалась дорога...»: автор описывает осеннюю красоту, степенную деревенскую жизнь, сожалея, что для него всё это осталось в прошлом и что в деревне уже мало кто вспоминает о нём.

  «Запели тёсаные дроги...»: лирический герой признаётся в невыносимой, сильной до боли любви к Родине.

  «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (из цикла «Персидские мотивы»): романтическое обращение к прекрасной персиянке, в беседе с которой лирический герой может рассказать о красоте родной земли и о далекой возлюбленной, оставшейся на Родине.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (1889 — 1966) — поэт, литературовед, переводчик.

Стихотворения

  «Песня последней встречи»: лирическое описание чувств героини, преображающих подлинную реальность (страдания так велики, что три ступеньки лестницы кажутся бесконечным путём, голос возлюбленного слышится в шорохе листвы).

  «Перед весной бывают дни такие...»: описание тех ощущений, которые связываются с приходом весны, — ожидания нового, осознания быстротечности жизни и радости бытия. «Заплаканная осень, как вдова...»: тёмные цвета осени совпадают с беспросветностью страданий лирической героини, рыдающей после расставания с мужем. Надежда остаётся только на зимний покой и утешение временем.

  «Мне ни к чему одические рати...»: автор описывает таинственный процесс рождения стихотворения. Вдохновение возникает внезапно, без логики и стыда появляются на свет задорные и нежные образы.

  «Не с теми я, кто бросил землю...»: исполненное патриотизма стихотворение, в котором Ахматова отрекается от возможности уехать за границу. Она понимает, что предстоят очень трудные времена. Но каждому воздастся по заслугам, а сейчас нужно жить просто и без слёз.

  «Приморский сонет»: описание курортного посёлка, в котором звучит голос вечности, наводит на мысли о неизбежности смерти («дорога не скажу куда»), упоминаются царско-сельские аллеи как символ детства и вечного возвращения.

  «Родная земля»: стихотворение о лишённой пафоса, но бесконечно сильной любви к Отчизне.

  «Муза»: короткое стихотворение, лирическая героиня которого, отрекаясь от всего, ждёт музу — и муза, являвшаяся самому Данте, приходит к ней.

Поэма «Реквием»

Написана под влиянием личной трагедии — ареста в годы репрессий сына Ахматовой. Описывает все те страдания, которые ей — и всем другим женщинам в этой бесконечной тюремной очереди — пришлось пережить. Ахматова привлекает образ Иисуса как сына и жертву. В финале поэмы она просит поставить ей памятник у тюремной стены — в знак не таланта, а страданий.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ (1905 — 1984) — писатель, публицист, Нобелевский лауреат.

Роман «Тихий Дон»

Роман-эпопея, описывающий события Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны. В центре повествования семья Мелеховых. Главный герой Григорий Мелехов, донской казак, поступивший в армию рядовым и дослужившийся до офицера (а в Гражданскую войну — командовавший дивизией). В связи с происходящими историческими событиями жизнь донского казачества полностью меняется, и Григорий не может понять, к кому пристать — к красным или к белым. Такой же сложной, путанной, непонятной оказывается и личная жизнь: Григорий любит жену соседа Аксинью, чувства же к его жене Наталье просыпаются

только после рождения детей. В это сложное время почти все близкие Мелехова гибнут, и Григорий возвращается домой к сыну Мишатке.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899 — 1951) — писатель, драматург, поэт, публицист.

Повесть «Сокровенный человек»

История из жизни механика Фомы Пухова, разворачивающаяся во времена Гражданской войны. После смерти жены Пухов выходит расчищать снежные заносы перед красноармейскими эшелонами. На Красную армию нападает казачий отряд; казаков расстреливают.

Добравшись до станции, рабочие отдыхают. Там Пухов принимает решение отправиться работать на юг, но работы не хватает, и Фома возвращается домой. Постоянно описываются безумные фантасмагорические ситуации, в которых люди не знают, что делают, куда их везут и что вообще происходит.

Город Пухова осаждают белые. Фома выступает с идеей сбросить на броненосец с белыми платформы песка, но платформы не причиняют белым вреда. Партия выясняет, не предатель ли Пухов, и приходит к выводу, что он просто «придурковатый». Пухов едет в Баку работать машинистом.

Фома много гуляет, ощущая своё и общечеловеческое родство с природой. Ему приходит озарение: мощь природы перешла в людей, и революция сродни стихии. Пухов ощущает себя «сокровенным человеком».

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891 — 1940) — писатель, драматург, режиссёр.

Роман «Мастер и Маргарита»

В романе две сюжетные линии: история прокуратора Иудеи Понтия Пилата и философа Иешуа Га-Ноцри, считавшего всех людей добрыми и за это распятого, и история, которая происходит в Москве в 30-е годы ХХ века. Именно там появляется Воланд со своей свитой. Воланд смотрит на людей нового времени и говорит: «Люди как люди. Только квартирный вопрос их испортил».

Маргарита, горевавшая после исчезновения её возлюбленного Мастера, получает шанс всё исправить: стать

королевой на балу у Воланда и вновь обрести любимого. Выясняется, что Мастер написал роман о Пилате, за что и попал в сумасшедший дом. После бала Маргарита и Мастер воссоединяются, но мир всё равно не может принять эту пару: их забирает с собой Воланд.

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890 — 1960) — писатель, поэт, переводчик.

Стихотворения

  «Про эти стихи»: поэт рассказывает, как вдохновенно и восхитительно происходит погружение в удивительный мир стихосложения. Мысленно он общается с Лермонтовым и Пушкиным, Байроном и Эдгаром По.

  «Любить иных — тяжёлый крест»: обращаясь к возлюбленной, лирический герой восхищается её простотой и утверждает, что легко любить женщину, которая гармонична, чиста и естественна.

  «Никого не будет в доме...»: зимний вечер вводит лирического героя в уныние, исполненное сомнений. Но появление его возлюбленной развеивает тоску.

  «Сосны»: пейзажная зарисовка об удивительной красоте и гармонии соснового леса.

  «Иней»: лирическое стихотворение о белом безмолвном лесе, наполненное тревогой предчувствия зимы.

  «Июль»: рассказ об озорном непредсказуемом привидении или жильце поясняется авторским комментарием, что речь идёт о месяце июле, самом жарком, самом ароматном и весёлом.

  «Снег идёт»: описание волшебного снегопада, на время дарящего миру чистоту и белизну, наполнено тревожным осознанием быстротечности жизни.

  «На ранних поездах»: автор с искренней симпатией глядит на пассажиров раннего поезда — простых русских людей, восхищается ими.

  «Гамлет» (из романа «Доктор Живаго»): лирический герой выходит на сцену жизни, тысячи глаз глядят на него. Он видит свою жизнь как роль и отказывается от роли лжеца и подлеца. Момент принятия решения — точка невозврата — пройден. Теперь важно отыграть свою роль (прожить жизнь) честно и красиво.

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910 — 1971) — писатель, поэт, журналист.

  «Я знаю, никакой моей вины...»: краткое стихотворение о боли и чувстве вины, возникающих при мысли о тех, кто не вернулся с войны.

  «Вся суть в одном-единственном завете»: лирический герой понимает, что прожить его жизнь не сможет никто, кроме него, и утверждает необходимость сказать своё слово об этой жизни.

  «К обидам.»: настойчивое стихотворение о том, что человек должен сам отвечать за свои поступки, жить и помогать жить другим.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903 — 1958) — поэт, переводчик.

  «Завещание»: человек смертен, но и после смерти он продолжается, превращаясь в траву, землю, деревья. И бесценный дар человека — способность мыслить — тоже не пропадает: мысли находят своё продолжение в будущем.

  «Читая стихи»: противопоставляя «священное русское слово» бездумному лепету или пенью птиц, автор утверждает своё трепетное, почти религиозное отношение к русскому языку.

  «О красоте человеческих лиц»: лица могут быть «пышными порталами», маскирующими свою неосмысленность, или принципиально никчемными «жалкими лачугами», скрытными «темницами» и «башнями». Но автору по душе другое — маленькие «хижины», наполненные весной и светом.

  «Гроза идёт»: приближается гроза, и лирический герой видит кедр, расколотый надвое молнией. Он отождествляет себя с этим деревом: стремление вверх, к небу, было прервано огнём, но кедр всё же устоял, не рухнул.