Русская литература. Просто о важном. Стили, направления и течения - Егор Сартаков 2019


Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание: Как воскресить душу

Достоевский написал «Преступление и наказание» после каторги. Пораженный всплеском насилия в Петербурге 1860-х годов, писатель создает книгу, в которой пытается найти истоки зла. И кроме размышлений о том, как не преступить черту, он хочет понять: как быть, если ты уже ее преступил? Давайте посмотрим, к чему пришел Достоевский и при чем тут Лазарь.

В ожидании смерти

Весной 1846 года в Петербурге Достоевский, уже известный писатель, познакомился с Михаилом Буташевичем-Петрашевским. Выпускник Царскосельского лицея, прекрасно образованный молодой человек организовал кружок приверженцев утопического социализма. Они собирались раз в неделю на квартире Петрашевского. В 1847 году к этому кружку примкнул и Достоевский. В эти годы он был увлечен социализмом, видя в нем идеи, близкие христианским.

В 1849 году петрашевцев арестовали и приговорили к расстрелу. Их оправдали прямо на эшафоте, перед командой «пли». Это потрясение очень повлияло на Достоевского. С каторги вернулся уже совершенно новый писатель.

Типичное громкое дело того времени. В августе 1865 года в Москве происходил военно-полевой суд над приказчиком, купеческим сыном Герасимом Чистовым, 27 лет, раскольником по вероисповеданию. Преступник обвинялся в предумышленном убийстве в Москве в январе 1865 года двух старух – кухарки и прачки – с целью ограбления их хозяйки. Преступление было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были найдены сыном хозяйки квартиры, мещанки Дубровиной, в разных комнатах в лужах крови. В квартире были разбросаны вещи, вынутые из окованного железом сундука, откуда были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Как сообщали газеты, старухи были убиты порознь, в разных комнатах и без сопротивления с их стороны одним и тем же орудием – посредством нанесения многих ран, по-видимому, топором.

Что стало с «Пьяненькими»

В начале 1860-х годов Федор Достоевский, вернувшийся с каторги в Петербург, начал работу над романом «Пьяненькие». По сюжету мелкий чиновник в столице совсем опустился и пропил все, что у него было. Когда денег не осталось, чиновник буквально вытолкнул дочь на панель, чтобы та проституцией зарабатывала ему на выпивку. Но в окончательном тексте произведения сюжет изменился, а вся линия «Пьяненьких» вошла в роман в виде истории семьи Мармеладова и его дочери Сони.

Достоевский внимательно читал газеты и журналы того времени. Особенно его интересовала полицейская хроника. Писатель обратил внимание на то, что в 1860-е годы в России резко выросла немотивированная агрессия в обществе. По статистике, с 1863 по 1867 год преступлений в Петербурге стало в два раза больше. Число арестантов достигло 40 000 человек ежегодно, что составляло одну восьмую часть населения столицы.

Достоевский откладывает сюжет «Пьяненьких», а на первый план выдвигает другую фигуру – идейного убийцу Родиона Раскольникова.

Для концепции «Преступления и наказания» важно, что Раскольников – человек с повышенным чувством социального, он крайне впечатлителен к судьбам как чужих, так и близких ему людей. Те явления, события, мимо которых обыкновенный человек проходит равнодушно, производят неизгладимое, а подчас трагическое впечатление на Раскольникова. Прежде всего это, конечно, рассказ Мармеладова о судьбе Сони. Соня становится панельной проституткой, чтобы прокормить отца и мачеху, которая ее не любит. «А что ж, ‹…› чего беречь? Эко сокровище!» – говорит мачеха, отправляя приемную дочь в первый раз по «желтому билету». Через несколько часов та вернулась и молча положила перед ней тридцать рублей (намек на тридцать сребреников, за которые Иуда продал Христа).

Когда Мармеладов рассказывает об этом, все в трактире над ним смеются (еще бы – он пьяным на полу лежал и наблюдал эту сцену). Не смеется только Раскольников, который проникается любовью и состраданием ко всему семейству бедного чиновника.

Мы наблюдаем в характере Раскольникова чувство сострадания и жалости к живому существу, даже к старой кляче, а тем более к униженному человеку. На Конногвардейском бульваре Раскольников встретил пьяную девушку пятнадцати лет, которую кто-то специально напоил и воспользовался ее невинностью. Герой лезет в драку с неким господином, который хотел воспользоваться положением девушки. Раскольников выворачивает карманы и отдает последние деньги городовому, чтобы тот проводил ребенка до дома.

Раскол Раскольникова

В этом главный парадокс романа: именно повышенное чувство социального приводит Раскольникова не просто к убийству, а к оправданию убийства. В начале романа главный герой зашел в трактир, где случайно подслушал разговор незнакомого ему студента с офицером. Студент в этом разговоре прямо сформулировал мысль Раскольникова: «‹…› с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. ‹…› С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги ‹…›! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, – и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»

И действительно, недоумевает Раскольников, почему чистая и добрая Соня должна продавать себя, а мерзкая стерва должна жировать? Это же несправедливо! Нужно взять и разделить.

В этом конфликте социального и антисоциального и заключено раскольничество главного героя. Но не только желание помочь Мармеладову движет им при убийстве старухи. Теория Раскольникова описана во всемирном историческом и общечеловеческом масштабе в его статье, которая называется «О преступлении». В этой статье Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных» («гениев» и «муравейник»). В качестве примера автор приводит Магомета, Наполеона, Солона и других исторических деятелей, которые «все до единого были преступники». В статье Раскольников подчеркивает, что «большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы».

И вновь у героя возникает противоречие между добрым желанием достичь счастья максимального числа людей и ужасными методами достижения этого счастья. Это, надо сказать, Достоевский в ХХ веке не жил и не видел тех кровавых потрясений, которые произошли с нашей страной в прошлом веке. Чем не мысль Раскольникова, высказанная одним из большевиков: «Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из 100 населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить, их надо уничтожить»?

Обнаружив такое противоречие в мировоззрении Раскольникова, мы приходим к главной философской проблеме романа – проблеме антиномии .

Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем.

Исходя из текста романа, можно доказать, что Раскольников – тонко чувствующий и сострадающий всем человек и что он жестокий убийца, убивший не только старуху, но и ее сестру. Еще одной антиномией в романе стала Соня Мармеладова – «святая» проститутка, которая в любую свободную минуту читает Библию. «Что ж бы я без Бога-то была?» – задает она риторический вопрос. Раскольников и Соня вообще похожи: они оба преступники (только Родион по закону, а Соня – по моральным соображениям). «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! ‹…› Ты тоже переступила…» – говорит Раскольников Соне.

Союз героя с Соней – это перспектива «живой жизни» с такой же, как и он, «отверженной». Но этот разговор с Соней наедине обнаруживает абсолютную противоположность их характеров: Раскольников приходит к убийству через крайнюю форму самоутверждения, через гордыню; Соня же приходит к греховности через крайнюю форму самоотрицания и самопожертвования. Каждый из них стремится утвердить свою правду.

Раскольников в этом эпизоде хочет признаться Соне в убийстве старухи, и именно через это признание его чувство к девушке должно пройти тяжелейшее испытание. Так, перед сценой признания «вдруг страшное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу». Здесь мы видим, как на страницах романа «Преступление и наказание» возникает излюбленный мотив Достоевского – мотив любви-ненависти, проходящий через все творчество писателя.

Отчуждение от Сони Раскольников проявляет и на каторге, в то время как она отдает все свои силы Родиону и другим каторжникам, воплощая тем самым христианские идеалы в реальном мире.

Образ Сони прямо соотносится в романе с образом Марии Магдалины – блудницы, за которую вступился Христос. Ее должны были, по иудейским законам, забить камнями, но Спаситель проявил милосердие, сказав: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

Роман о воскрешении

Достоевский вообще часто обращается к евангельским сюжетам, цитатам и образам. Особое значение в романе «Преступление и наказание» имеет притча о воскрешении Лазаря (11-я глава Евангелия от Иоанна).

Эта притча возникает в произведении трижды. В первый раз Лазаря поминает следователь Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым. Сразу понятно, что следователь знает, кто убил старуху, но ему важно не просто арестовать человека, а доказать ему, что он был не прав.

– Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим? – Верую, – твердо отвечал Раскольников; говоря это и в продолжение всей длинной тирады своей, он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре. – И-и-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую. – Верую, – повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия. – И-и в воскресение Лазаря веруете? – Ве-верую. Зачем вам все это? – Буквально веруете? – Буквально. – Вот как-с… так полюбопытствовал. Извините-с.

В этом эпизоде еще не понятно, почему из всего Евангелия Порфирий Петрович выбрал именно это чудо, совершенное Христом. И Раскольников, конечно, обманывает следователя, уверяя, что он «верует» в Бога: герой не носит креста.

Но когда Раскольников встречается с Соней, он просит прочитать ему соответствующее место из Евангелия. И далее Достоевский неточно цитирует 11-ю главу Евангелия от Иоанна (до 42 стиха).

Кратко напомним историю Лазаря. «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. ‹…› Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шел с учениками «дабы вы уверовали». На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «Смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребен Лазарь, и отвалили от нее камень, Иисус стал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.

Почему из всех евангельских чудес Достоевский выбрал именно оживающего Лазаря? Нарушив Божью заповедь, Раскольников сам умер: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» И теперь он должен стать Лазарем: раскаяться и воскреснуть.

Соня сделала с Раскольниковым то же, что Христос сделал с Лазарем. Лазарь воскрес на четвертый день, Соня читает Родиону Евангелие на четвертый день после убийства старухи. И это четвертая глава четвертой части романа «Преступление и наказание».

Историей Раскольникова Достоевский показал, что с несправедливостью можно справиться только христианской любовью и милосердием, а очищение от греха возможно только через страдание.

Из социальной зарисовки о нравах современного ему общества Достоевский создал шедевр, который читают во всем мире. Писатель препарировал идеологию нового типа героя, показав ее порочность. Он поселил в Раскольникова неразрешимый внутренний конфликт – и показал ему выход из этой ситуации через раскаяние и христианское смирение.

Достоевский о христианстве

Среди заметок к черновым редакциям романа Достоевский следующим образом сформулировал его основную идею: «ПРАВОСЛАВНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ, В ЧЕМ ЕСТЬ ПРАВОСЛАВИЕ: Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания ‹…› Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием.

Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание (т. е. непосредственно чувствуемое телом и духом, т. е. жизненным всем процессом) приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».