Изучение текста художественного произведения - Б. О. Корман 1972


От автора

Анализ текста художественного произведения представляет немалые трудности и для студента-филолога, и для учителя русского языка и литературы; дать к произведению комментарий — исторический, бытовой, даже лингвистический — гораздо легче. Оставшись же с текстом один на один и стремясь изучить его идейно-художественную структуру, мы нередко чувствуем себя совершенно беспомощными. В такой ситуации естественно возникает вопрос: а нужен ли вообще анализ текста? Не разрушит ли он целостное впечатление от произведения?

Студенты-филологи, которым посчастливилось слушать блестящие лекции по русской литературе замечательного советского ученого Григория Александровича Гуковского, на всю жизнь запомнили поразительное чувство новизны, возникавшее каждый раз, когда лектор анализировал художественный текст: произведение не только не разрушалось, а как бы открывалось слушателям. Анализ помогал увидеть его богатство и сложность; само восприятие становилось — благодаря анализу! — полнее и тоньше, а наслаждение мастерством писателя неизмеримо острее. Секрет же заключался не только в особой, удивительной индивидуальной одаренности Г. А. Гуковского — лектора и исследователя, но и в методологии анализа, характерной также и для работ таких выдающихся литературоведов, как В. В. Виноградов, Д. Д, Благой, М. М, Бахтин, Б. Я- Бух- штаб, Л. Я, Гинзбург, В. В, Гиппиус, А. Лежнев, Д. Е. Максимов, Л. В. Пумпянский, Ю. Н, Тынянов, А. В. Чичерин, Б. М. Эйхенбаум, И. Г. Ямпольский.

Две особенности характеризуют такой анализ. Во-первых, он глубоко содержателен. Исследователь исходит из представления о произведении как об идейно-художественном единстве, в котором все элементы формы глубоко содержательны и выражают мысль, идею, позицию писателя. Каждая единица произведения — малая или большая (слово, предложение, глава), а также соотношение глав — по- разному, с большей или меньшей степенью полноты, но обязательно передают личное отношение автора к жизни, некую выстраданную задушевную мысль. И во-вторых, анализ этот всегда неповторим, как неповторимо художественное произведение. И само направление анализа, его логика и методика должны определяться своеобразием идейно-эстетической концепции и образного строя произведения, его художественной структурой. Но как научиться такому анализу? По силам ли он студенту-филологу, лишь начинающему знакомство с наукой о литературе, и учителю-словеснику, который вводит своих питомцев в прекрасный мир словесного искусства?

Да, по силам. При одном необходимом условии: нужно познакомиться с современным состоянием литературоведения и овладеть выработанными им методами изучения художественного произведения.

Непреходящие духовные ценности несет в себе литература. Но для того чтобы в условиях школы литература стала действенным средством идейно-эстетического воспитания, «учителю необходимо постоянно повышать уровень своей идейно-теоретической и профессиональной подготовки...»1.

1 «Материалы Всесоюзного съезда учителей, 2 — 4 июля 1968 года». М., Политиздат, 1968, стр. 4.

В этом студенту-заочнику, будущему учителю литературы, и призвано оказать помощь настоящее пособие.