Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения - Соколова Е.А. 2019


Типичные ошибки, допущенные е итоговых сочинениях, и пути их преодоления

Анализ итоговых сочинений 2014 - 2017 гг. позволяет выявить проблемы, возникшие у школьников на экзамене в новом формате, и типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях. Поэтому в старшей школе для повышения качества экзаменационных работ нужно наметить пути предупреждения содержательно-структурных, логико-композиционных, фактических и речевых ошибок.

Соотнесем типичные ошибки выпускников в итоговых сочинениях с критериями их оценки (см. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Ошибки по критерию 1 - «Соответствие теме»

1) непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014 - 2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);

2) неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

3) нечеткое или искаженное понимание терминов или нравственнопсихологических понятий формулировки избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, выпускник должен обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну, где ему интересна поставленная проблема и знакомо литературное произведение, которое можно привлечь для аргументации своих мыслей. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Мы выделили ключевые слова в отдельных темах 2016/2017 уч. года:

- Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

- Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

- Когда поражение ценнее победы?

- Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

- Может ли быть неравенство в дружбе?

Первые из выделенных слов «вопросительные», они указывают, например, на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», то есть указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

Ошибки по критерию 2 - «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

1) неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;

2) неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, неумелое включение его в работу;

3) неумение выбрать из ряда событий художественного произведения именно те, которые подтверждают главную мысль монологического высказывания пишущего;

4) подмена анализа событий, тем, идей художественного произведения пересказом его фабулы;

5) искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет созданный выпускником текст. Многолетний опыт обучения сочинению ориентирует школьников на то, что главной мыслью работы должна стать формулировка заголовка ее основной части.

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

1) комментированный пересказ содержания литературного произведения (использование пересказа будет удачным, если выпускник перескажет только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, и не введет в работу пересказ фрагментов, к теме не относящихся; будет сочетать в сочинении краткий и подробный пересказ, подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний - портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали; прокомментирует сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения);

2) актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме; вначале нужно сформулировать главную проблему, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

3) аспектная характеристика литературного героя (если выпускник хочет построить свое высказывание на основе аспектной характеристики какого-либо литературного героя, то нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

4) обращение к системе образов произведения (из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых школьник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но если выпускники хотят сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, то не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

Для успешного построения аргументов учащиеся могут выбрать как одно, так и несколько художественных произведений. Опыт показывает, что, как правило, из нескольких произведений выпускники результативнее выбирают необходимые составляющие сюжета. Кроме этого, анализ более чем одного текста демонстрирует и более широкий круг чтения обучающихся. Необходимо отметить, что если в качестве аргументов избирается один художественный текст, то можно рекомендовать учащимся строить размышления в рамках первого аргумента вокруг судьбы одного персонажа, в рамках второго аргумента - вокруг другого героя. С учетом родо-жанровой специфика художественного произведения чаще всего такую возможность позволяет реализовать роман: в нем ряд героев, на протяжении всего повествования читатель узнает перипетии их судеб и путь формирования их характеров.

Формат итогового сочинения не предполагает обязательного литературоведческого анализа художественного произведения, тем не менее нужно учитывать, что словесное произведение искусства строится по определённым законам жанра, поэтому нужно напомнить учащимся о ряде литературоведческих терминов (тема, идея, проблема, сюжет и др.), которые помогут им верно оформить размышления о художественных произведениях.

В подготовительный период следует сориентировать школьников на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например:

- включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков героев;

- сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их примерами из текста;

- исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме;

- заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения ИТ. д.;

- определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам;

- аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя;

- доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений;

- исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах).

Для предупреждения фактических ошибок следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, акцентируя внимание на философских и нравственно-психологических проблемах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

Ошибки по критерию 3 - «Композиция и логика рассуждения»:

1) непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

2) отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

После выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике нужно составить примерный план сочинения или перечислить смысловые фрагменты рассуждения, которые потом следует расположить в соответствии со своим замыслом. Неумение редактировать собственный текст, продумывая его структуру, ведет к погрешностям в композиции сочинения.

Поэтому необходимо продумать структуру работы, содержание ее смысловых частей и проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные во вступлении, а также какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведет к структурным, композиционным и логическим ошибкам.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

Школьник должен следить за соразмерностью частей сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать не более трети всего объема работы, а основная часть - примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким, что часто наблюдается в работах выпускников.

Для предупреждения логико-композиционных ошибок в подготовительный период целесообразно выполнять следующие типы тренировочных упражнений:

- сформулировать главный вопрос темы (озаглавить основную часть сочинения);

- определить 1-2 главные проблемы, которые будут доказаны в основной части;

- записать тезисы основной части и к каждому из них подобрать несколько аргументов и примеров с учетом проблем, поставленных во вступлении;

- сформулировать логические «мостики» между смысловыми фрагментами основной части; найти и исправить в ней логические ошибки;

- сопоставить вступление и заключение и определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало вступлению;

- дать оценку вступлениям и заключениям к двум сочинениям на общую тему;

- оценить соразмерность частей сочинения и исправить его так, чтобы части были соразмерными.

Ошибки по критерию 4 - «Качество письменной речи»:

1) низкое качество речи и речевые ошибки;

2) ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8) речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать школьникам следующие виды тренировочных упражнений:

1) найти и заменить слова, употребленные в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы;

2) обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости;

3) указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова (плеоназм);

4) исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы.

После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:

- выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей;

- обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания;

- исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам;

- заметить и устранить речевые ошибки и недочеты.

Ошибки по критерию 5 - «Грамотность» - подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:

- обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;

- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

При переписывании сочинения следует помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком. Переписывая работу начисто, выпускнику нужно следить за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк, а черновик не учитывается.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически:

1) Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение года.

2) На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

3) Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки: цитировать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить упущенные или неудачные повороты мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.)

4) Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к

их работам.

Для повышения профессионализма учителей в обучении школьников итоговому сочинению необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

- изучение современной методической литературы и ресурсов Интернета по проблемам подготовки к итоговому сочинению;

- анализ формулировок тем, выявление ключевых слов и способов сужения темы;

- осмысление проблематики сочинения, формулировка его главной мысли;

- способы включения литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал, способы аргументации;

- формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис - доказательства - примеры - выводы);

- продумывание композиции сочинения, его вступления и заключения, логические связи между его частями;

- речевое оформление текста и оптимальные формы работы с черновиком.

Перед экзаменом выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания и инструкцией для участника итогового сочинения.