Школьные сочинения по литературе - Ахматова Анна 2020


Лирическое Анны Ахматовой

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула…

   А. Ахматова

 Великая русская поэтесса Анна Ахматова обладала тайной внутренней гармонией. В ней все было значимо - и скульптурная внешность, и духовный мир. Ахматовой немало досталось в жизни: расставание, потери близких, тюрьмы и лагеря, выпавшие на долю мужа и единственного сына, клевета, болезни. Но свобода души помогла ей не прогнуться под любыми ветрами обид и несправедливости.

 Уже первая ее книга, "Вечер", вышедшая тиражом триста экземпляров в 1912 году, свидетельствовала о том, что в русской литературе появился новый мастер с удивительно чистым голосом, глубокая интимность которого усиливала его искреннее гражданское звучание. Ахматова чутко отзывалась на те грозные события, которыми был переполнен XX век - Первая мировая война, революция, суровые тридцатые, "сороковые роковые".

 В 1917 году Ахматова на руинах прошлой жизни принимает решение, которому осталась верна всю жизнь. Она разделяет со своей Родиной ее нелегкую судьбу, остается в России. Ахматова принимает все тяготы и несправедливость новой жизни, упорно неся звание русского интеллигента, хранителя русской культуры, русского слова. И находит в себе силы надеяться на духовное возрождение народа. Поэтому она имела полное право написать:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

 В 30-е годы Ахматова создает свой «Реквием» - духовный памятник миллионам замученных в лагерях, оставшихся без близких. Она оплакивает свой народ, поколение людей, "ни единого удара не отклонили от себя". Свою беду она смогла рассказать в скорбных строках поэмы:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

 Когда на нашу землю пришла большая беда, большая война, спокойный и суровый голос Ахматовой произнес клятву:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

     ("Мужество")

 Еще гремели залпы и горели города, когда Ахматова начала по-новому осмысливать свою эпоху. В 1943 - 1945 годах она создает цикл "Северные элегии", в которых говорит о судьбе современников. Мудрый талант Ахматовой замечал не только эпохальные вехи истории. Нет, до конца дней она умела видеть земной и "речевой" мир вокруг себя, слышать музыку и птиц:

У меня не выяснены счеты

С пламенем, и ветром, и водой...

Оттого-то мне мои дремоты

Вдруг такие распахнут ворота

И ведут за утренней звездой.

      ("Многое, еще, наверно, хочет ...»)

 Голос Ахматовой до конца оставался женским, высоким и властным, наполненным то мучениями ревности, то светлой памятью ушедшей любви. Поэтесса, "научившая женщин говорить", сумела говорить от имени всего поколения, философски осмыслить высокое таинство жизни и профессии. Не случайно в цикле "Тайны ремесла" Ахматова написала:

Не должен быть очень несчастным

И главное скрытным. О нет! -

Чтоб быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт.

 Ахматова щедро делилась с нами тайнами своей человеческой и творческой сути, переливами своего поэтического "я". И в этом - простота и величие ее лирики.