Школьные сочинения по литературе - Ахматова Анна 2020


Трагедия войны в лирике Анны Ахматовой

 До войны в Ленинграде работало 345 писателей. В осажденном городе их осталось 93. В том числе Анна Ахматова - живая легенда "серебряного века", будто соединившая XIX и XX века, век пушкинский и свой. Она не оставила "свой край, глухой и грешный" в 20-е годы и навсегда осталась в России, где убили ее мужа, трижды арестовывали единственного сына, десятилетиями не печатали ее стихов. На трагедию войны Ахматова откликнулась уже в июле 1941 года в стихах, по-солдатски кратко и точно названными ею «Клятва»:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

 Строки эти - своеобразный эпиграф к поэзии Ахматовой военных лет. Они и констатация факта, и обобщение (от безымянной девушки к «мы»), и клятва, и призыв к ее исполнению. Ахматова не только написала эту клятву, но и жила в соответствии с нею. С противогазом через плечо Ахматова несла дежурство как рядовой боецпротивовоздушной обороны, она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома. Теперь в этом доме музей Ахматовой.

 Общая боль стала личной, когда читаешь у нее о том, как первый дальнобойный самолет фашистов "равнодушно гибель нес ребенку моему", забываешь о том, что у самой Ахматовой сын был уже взрослым и беспокоилась она за чужих детей.

 В стихотворении без названия ей "сквозь бомбежки слышится детский голосок», и хочется спасти всех:

Питерские сироты,

Детонька мои!

 Голодная, больная, Ахматова была уверена в победе и вселяла эту веру своим согражданам:

Вражьей знамя

Растает, как дым,

Правда за нами,

И мы победим!

 В конце сентября Анну Андреевну эвакуировали сначала в Москву, затем в Ташкент. Оттуда она выслала для печати в "Правду" ставшее гимном и клятвой миллионов людей "Мужество" с чеканными, как будто выбитыми золотом в мраморе, строками:

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 Сотни километров отделяли ее от родного города, но она оставалась с ленинградцами: стариками, женщинами, детьми и повзрослевшими новобранцами:

Важно с девочками простились,

На ходу целовал мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

 Ахматова посвятит им стихотворение "Победителям":

Вот о вас и напишут книжки:

"Жизнь свою за други своя",

Незатейливые парнишки -

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, -

Внуки, братики, сыновья!

 После снятия блокады, почти за год до окончания войны, Ахматова вернулась в родной город. В телеграмме, посланной из Ташкента с просьбой вернуть ее в Ленинград, Анна Андреевна написала: "Хочу быть полезной городу». И она стала полезной и нужной ему.

 В отличие от многих поэтов-соотечественников, Ахматова говорила с людьми не лозунгами, а живыми человеческими словами о Родине, о войне, о любви и о цветах:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Это, конечно, о Летнем саде.

 "Всем смертям назло" в годы войны Ахматова продолжала работать над "Поэма без героя", которой отдала почти треть жизни. В ноябре 1944 года она написала в предисловии к первому изданию: "Я посвящаю эту поэму памяти первых ее слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю, когда читаю поэму вслух ..."

 Вот почему на поэтическом вечере, который состоялся в Ленинграде в августе 1946 года в Большом драматическом театре, зал встретил Ахматову громом оваций, которые длились минут пятнадцать.

 О трагедии войны, как и о трагедии сталинского террора, Ахматова могла бы сказать словами из своего не опубликованного еще, но уже написанного «Реквиема": "я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был". Это высшее, на что способен поэт в час испытаний.