Школьные сочинения по литературе - Блок Александр 2020


Александр Блок - поэт русского символизма

Каждый миг есть чудо и безумье,

Каждый трепет непонятен мне,

Все запутаны пути раздумья,

Как узнать, что в жизни, что во сне?

      В. Брюсов

 Что такое искусство? Может оно приносить пользу или в нем нет никакой пользы? Что такое символ в искусстве? Такие вопросы волновали людей всегда. А особенно актуальными они стали на рубеже XIX и XX веков. В это время, особенно в русской культуре, был всплеск поэтической волны. На небосклоне засияли звезды Брюсова, Блока, Хлебникова, Соловьева, Гумилева, Пастернака, Ахматовой. Большое количество различных поэтических школ, группировок, направлений были созданы именно в это время. Казалось, каждый поэт знает ответ на "вечные" вопросы, а если не знает, то хочет докопаться до сути и уверен, что именно он сможет провозгласить истину.

 Александр Блок принадлежал к "младшим" символистам. Он начинал творить под влиянием известных российских поэтов и философов: Валерия Брюсова, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба. Символисты были уверены, что истоки символизма следует искать в глубине времен, в античном мире, у Платона. Символизм - не столько литературная вещь, сколько универсальная неисчерпаемая система миропонимания. Символисты понимали, что вечные тайны существовали всегда и человечество вряд ли сможет их разгадать когда-либо. Именно здесь скрыта загадка основного настроения символизма - трагичность. Мир есть неопознанным, неразгаданным, поэтому возникает трагическое ощущение, людей захватывают апокалипсические мысли и настроения. Предел XIX и XX веков - это время, когда происходило много войн, революций, человек чувствовал себя небольшим насекомым в водовороте исторических эпохальных событий. Символисты обращали внимание на эти особенности развития человечества, они были очень чувствительными к своему времени. В искусстве отражаются ощущение кризиса, близкой смерти, такие как у Блока:

Надо мной небосвод уже низок,

Черный сон тяготеет в груди.

Мой конец предначертанный близок,

И война, и пожар - впереди.

 Анна Ахматова назвала Александра Блока "трагическим тенором эпохи". Блок внутренне ощущал изменения, которые витают над миром, над его государством, над ним самим. Поэт ищет свой идеал, стремится найти смысл жизни. В своем первом сборнике "Стихи о Прекрасной Даме" (1904) Блок показывает реальный мир, погрязший во зле, но его можно спасти, если обратиться к прекрасному. Мировая Душа не покинет людей, она всегда с ними, позволяет прийти, бросает спасательный канат, с помощью которого люди могут спастись - это символы гармонии и красоты. Если люди перестанут творить зло, убийства, увидят красоту и гармонию вокруг себя, обратятся к Вечной Душе, к Вечной Женственности - они спасут свою собственную душу и душу всего мира. Блок был убежден в этом всегда, и, хотя были разные периоды в его творчестве, но главный стержень сопровождал его до конца жизни - это Вечная Женщина, Дева, Заря. Духовное начало должно быть в каждом человеке - только тогда возможно человеческое спасение в мировом масштабе. (Здесь Блок перекликается с Достоевским, которого глубоко уважает, потому что для него, как для младшего символиста не Платон, а Достоевский является предтечей современной национальной литературы). Александр Блок был мечтателем, поэтому ему нелегко было в реальной жизни. Он идеализировал свою любимую Любовь Менделееву и старался не замечать ее недостатков. В течение трех лет он ничего и никого не замечал вокруг себя - весь мир для него сосредоточился в одном образе - образе Прекрасной Дамы, Вечной Девы. Блок стремится достичь высочайшего идеала. Он и революцию воспринимает идеализированно - как обновление, путь к лучшему будущему; в нем живет надежда на превращение людей в идеальных типажей, которые возродят человечество для прекрасного совершенной жизни.

 Движение символистов возникает как протест против обмеления поэтического слова, против обеднения поэзии. Представители символизма говорили о том, что направление это должно быть не только литературным, но и жизненным. То есть, поэты пытались сделать своеобразный сплав жизни и творчества, "найти философский камень искусства". Но, как сказал Ходасевич, "формулу не удалось открыть". Символ - это по сути то, что можно почувствовать интуитивно, это дуновение легкого ветерка, который идет к нам из закрытых параллельных миров. Кто это может почувствовать, увидеть, описать, а кто - нет. Символисты были убеждены, что истина скрыта в том, чтобы жить не разумом, а чувствами, потому что именно они дают подсказку на все главные вопросы. Лирический герой Блока живет в вымышленной им стране, он видит удивительные сны, светлых ангелов, он хочет верить в гармонию жизни. От Волшебной Дамы поэт постепенно переходит к Незнакомке. Лирический герой понимает, что он сам и его идеал живет среди грязи, среди канав, среди «пьяниц с глазами кроликов", но все же идеал есть! Глухая душа, замкнутость, трагическое ощущение того, что счастье прошло - такие впечатления от лирического героя Блока. Он страдает, и страдает вместе с ним каждый, кто читает его стихи.

 Думаю, что трагизм жизни лежит на дне души у каждого человека, хотя не все об этом говорят. Поэтому поэзия Блока трогает, заставляет подумать о вечном, прекрасном, трагическом. Это философские вещи. Непростые. Но без надежды на лучшее жить нельзя, и поэтому Блок в одном из своих стихотворений утверждает идею не смерть, а жизнь:

За мученья, за гибель - я знаю -
Всё равно: принимаю тебя!