Урок-конкурс умников и умниц «Изменение агрегатного состояния вещества» - Изменение агрегатных состояний вещества

Универсальные поурочные разработки по Физике 8 класс к учебнику А. В. Перышкина

Урок-конкурс умников и умниц «Изменение агрегатного состояния вещества» - Изменение агрегатных состояний вещества

Цели: обобщение, повторение материала по теме «Изменение агрегатного состояния вещества»; развитие устной речи учащихся, коммуникативных способностей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя


II. Правила игры

Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят:

- Ордена «умников» по числу вопросов;

- Дорожки трех цветов (с клетками - квадратами);

- Вопросы и задания.

Красная дорожка состоит из двух квадратов, желтая - из трех, зеленая - из четырех.

Выявляем троих «умников». Учащиеся отвечают на «отборочные» вопросы. За полный и правильный ответ ученик получает орден «умника». Три владельца наибольшего числа орденов разыгрывают дорожки. Особенности дорожек:

• на красной дорожке - игрок не должен ошибаться, ему задают всего один вопрос;

• на желтой дорожке - должен, верно, ответить на один из двух предложенных вопросов, он имеет право на одну ошибку;

• на зеленой дорожке игрок должен ответить правильно хотя бы на один из трех вопросов.

Игрок первым прошедший свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Оставшиеся два игрока присоединяются к «теоретикам». Далее игра идет между умниками.

Участники игры получают оценки в журнал.


Отборочные вопросы

1. Каково назначение пробкового слоя на стволах многолетних деревьев? (Пробковый слой защищает такое растение от интенсивного испарения и резкого колебания температуры.)

2. Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима? (В бесснежную зиму растения могут вымерзнуть. Снежный покров плохо проводит тепло и поэтому способствует поддержанию более высокой температуры в почве.)

3. Почему иногда в снежные зимы озимые посевы выпревают? (Для благоприятной перезимовки озимых посевов достаточен слой рыхлого снежного покрова высотой 30-40 см. Слой толще 50 см может оказаться в некоторых случаях вредным для растений. Это бывает тогда, когда рано выпадает снег и почва остается слабо промерзшей. Мощный же снеговой покров плохо передает тепло. В результате создается высокая температура, которая может быть гибельной для растений.)

4. Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь покрывают одеялом или шубой? (Вспотевшая лошадь теряет много тепла на испарение, и это может привести к простудным заболеваниям.)

5. Листья большинства растений пустыни покрыты густыми серебристыми волосками (полынь, песчаная акация и др.). Как это влияет на скорость испарения воды растениями? (Волоски на листьях растений препятствуют движению воздуха вблизи поверхности листьев. Этим они удерживают образовавшиеся пары и способствуют замедлению испарения влаги с поверхности листьев.)

6. В качестве одного из средств борьбы с заболачиваемостью в субтропической зоне применяю посадку эвкалиптов. Объясните почему. (Эвкалипты, обладая мелковолокнистой древесиной, поднимают по своим капиллярам воду на большую высоту, где она под действием солнечного излучения легко испаряется.)

7. Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу? (В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее.)

8. Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры? (В бане влажность воздуха значительно больше, чем в комнате, поэтому интенсивность испарения пота уменьшается и человек сильнее ощущает повышенную температуру.)

9. Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки? (Площадь испарения увеличивается, и сушка идет быстрее.)

10. Как известно, после дождя цветы начинают пахнуть сильнее. Чем это объясняется? (Запах цветов зависит от испарения пахучих эфирных масел, образующихся в нектарнике цветов. Во время дождя капельки воды попадают в чашечки цветов, а оттуда скатываются в нектарник. После дождя, особенно когда выглянет солнце, смесь эта начинает испаряться более интенсивно, чем испарялись бы безводные эфирные масла, и в воздухе появляется больше пахучих паров - запах цветов усиливается.)

11. Почему свежесрубленное дерево меньше трещит в огне, чем сухое? (Потому что его поры наполнены соком и содержат меньше воздуха.)

12. Почему еловое дерево трещит в огне сильнее других древесных пород? (Потому что поры ели сравнительно велики и содержат много воздуха.)

13. В прорезиненной одежде жара переносится труднее. Почему? (Прорезиненная одежда препятствует испарению с поверхности тела, вследствие этого организм перегревается и жара переносится значительно труднее.)

14. Если каштаны положить на горячие угли, то они раскалываются с сильным треском. Объясните почему. (Воздух, находящийся под оболочкой каштана, от нагревания расширяется и с треском разрывает ее.)

15. Почему удар молнии часто расщепляет дерево? (При ударе молнии влага, находящаяся в клетках дерева, мгновенно закипает и пар разрывает ствол дерева.)

16. Почему в сильные морозы деревья трещат? (Соки, содержащиеся в дереве, при замерзании увеличиваются в объеме и с треском разрывают волокна растения.)

17. Весной некоторые растения могут погибнуть даже от сравнительно небольших заморозков, а между тем эти же растения зимой переносят сильные морозы. Почему? (К зиме растения удаляют лишнюю влагу из ветвей и ствола, концентрация их соков увеличивается. Это и предохраняет растения от замерзания. Весной влага, жадно впитываемая растениями из земли, разжижает соки настолько, что даже от небольшого мороза растения могут погибнуть.)

18. Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем? (Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируются на них.)

19. Правильно ли утверждение, что после бани ноги человека значительно увеличиваются в объеме, а поэтому на них трудно надеть ботинки? (Нет, неправильно. Во-первых, после бани температура человеческого тела почти не изменяется. Во-вторых, коэффициент расширения тела не превосходит одной десятитысячной. Поэтому изменением объема ног при изменении их температуры на один-два градуса можно пренебречь. Ботинки трудно надеть после бани вследствие прилива крови к ногам, влажной поверхности кожи и других явлений, не имеющих ничего общего с тепловым расширением.)


Вопросы для определения дорожки

1. Почему огурец всегда на 1-2 °С холоднее окружающей среды? (Огурец на 98% состоит из воды. Непрерывно испаряющаяся вода охлаждает огурец.)

2. Почему яблоко при запекании часто лопается? (Яблоко лопается главным образом потому, что выделяющийся из него сок превращается в пар, который разрывает кожуру.)


Вопросы для состязания умников

· Для игрока на красной дорожке:

1. На дачном участке летом стояла палатка. Когда начались морозы, палатку сняли, а участок решили перекопать. Оказалось, что сухая земля непосредственно под палаткой успела промерзнуть сильнее. Чем окружающая влажная земля. Как это объяснить? (Почва на участке была влажная, а на том месте, где стояла палатка, - сухая. При замерзании воды в почве выделилось тепло, которое обогрело влажный участок и замедлило их промерзание. А сухой участок под палаткой промерз сильнее.)

· Для игрока на желтой дорожке:

1. Чем объяснить, что при наступлении засух листья у многих растений скручиваются? (У листьев имеется много устьиц с нижней стороны. Чтобы уменьшить испарение влаги, лист скручивается: Нижняя сторона его слабее нагревается солнцем, а следовательно, и менее испаряет влагу.)

2. Вода замерзает в стакане при температуре ноль градусов. Если ту же воду расщепить на маленькие капельки, то она может быть переохлаждена до минус сорока градусов. Например, капельки воды из которых состоит облако начинают замерзать при температуре минус семнадцать градусов. Как объяснить это явление? (Замерзание воды при нуле градусов происходит только при наличии центров кристаллизации. Ими могут служить любые не растворившиеся частицы. Когда вода велика, то в ней всегда найдется хотя бы один центр кристаллизации, а этого достаточно, чтобы замерзла вся вода. Если же масса воды разбита на мельчайшие капельки, то лишь небольшое их количество будет иметь центры кристаллизации, и замерзнут только эти капли.)

· Для игрока на зеленой дорожке:

1. Поздней осенью можно наблюдать такое явление. Выпал снег. Прошел день, другой - наступило потепление, снег растаял. Но несмотря на то, что был мороз в 1-2 градуса, многие растения остались зелеными. Как им удалось устоять? Ведь они на 80% состоят из воды. (Соки растений представляют собой водные растворы различных солей, которые замерзают при температурах более низких, чем 0 °С.)

2. Вам много раз приходилось доливать воду в горячий чайник. Почему из него идет обжигающая струя пара, если вы доливаете воду из-под крана? Почему пар почти не выходит, если лить в чайник воду из кружки? (Если лить воду из кружки, то выделяется небольшой объем пара, равный объему добавленной воды. Когда воду добавляют из-под крана, сильная струя воды увлекает за собой наружный воздух. Он омывает горячие стенки чайника и выходит нагретым, увлекая за собой большое количество водяных паров.)

3. Может ли вам казаться, что в сырую погоду теплее, чем в сухую (при той же температуре воздуха)? (Испарение воды в сырой пасмурный день уменьшается, так как во влажном воздухе уже есть много воды. В то время как одни молекулы вылетают из жидкости, другие возвращаются в нее из воздуха. Возврат молекул, естественно, уменьшает суммарную скорость испарения. В результате в пасмурный день охлаждающий эффект от испарения пота не такой сильный. Телу становится теплее, потому что оно теряет меньше тепла за счет испарения.)


III. Подведение итогов

Награждение победителей. Учитель выставляет оценки за урок.