Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: уточнить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и других изученных правилах письма; формировать умение правильного написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу- щу, учащиеся научатся подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику; предметные картинки: экскаватор, подъёмный кран, поливальная машина, бульдозер, троллейбус.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания по учебнику на стр. 112, упр. 7.

— Прочитайте слова того, кто обращается к уточке. Инсценировка песенки.


3. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Найдите как можно больше орфограмм.

(Учащиеся по очереди выходят к доске, подчёркивают орфограммы.)

Булочка, чашка, чайник, чаёк,

Кошка Пушинка, конёк Воронок,

Девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил

Нашли вы, друзья?


4. Целеполагание

— Прочитайте тему нашего урока. (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

Определите познавательную задачу урока. (Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить?)

Сегодня на уроке мы будем учиться находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 115, упр. 1)

— Прочитайте слова. Что объединяет слова каждой группы? Объясните, какую работу выполняют буквы и, а, у в каждом в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Постарайтесь объяснить, почему нужно запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на странице 115.

Работа по учебнику (с. 116, упр. 2)

— Прочитайте правила, которые надо запомнить.

Работа в тетради (с. 56, упр. 66)

— Впишите пропущенные буквы. Прочитайте правила, которые надо запомнить. (Буквосочетания жи и ши пиши с буквой И. Чу и щу пиши с буквой у. Ча и ща пиши с буквой А. )

— Прочитайте рубрику «Страничка для любознательных». Расскажите, что интересного вы узнали.

Заслушиваются ответы учащихся

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 116, упр. 3)

— Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-названия предметов. Какой одинаковый гласный звук слышится во всех этих словах? Какой буквой вы будете обозначать этот звук на письме?

Запишите слова-названия предметов. Подчеркните орфограммы, которые надо запомнить. (Ужи, шишка, шина, ёжи.)

Работа по учебнику (с. 117, упр. 4)

— Прочитайте группы слов. Определите, в каких словах вы будете писать буквосочетание ши,а в каких — буквосочетание жи.

Спишите первую группу слов. Подчеркните буквосочетания жи-ши. Придумайте слова с буквосочетаниями жи-ши.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Словарная работа

— Отгадайте загадки.

Ответы на загадки сопровождаются предметными картинками.

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот. (Экскаватор.)


Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом. (Подъёмный кран.)


Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса? (Поливальная машина.)


Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдёт он, станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер.)


Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус.)

— Что это? Назовите одним словом. (Машины.)

Что означает слово машина?

Машина — автомобиль, автомашина.

Значения слова:

1) легковая, грузовая машина;

2) стиральная машина.

— Объясните написания слов машина, машинка, машинист, машинное (масло).

Составьте устно предложения с любым из данных слов.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 117, упр. 5)

— Прочитайте.

Постарайтесь определить, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получилось стихотворение.

Вспомните, кто автор этих стихотворных строк. (С. Я. Маршак.)

Запишите составленное стихотворение.

Послушайте стихотворение полностью.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

(С. Я. Маршак)


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Прочитайте слова, которые записаны на доске. Обратите внимание, что слова записаны в два столбика.

Подберите и запишите пары слов, близких по значению.

друг

сказочный

доктор

печалиться

дети

товарищ

чудесный

говорить

грустить

ребята

беседовать

врач

Способ проверки: соединение линиями на доске пар слов, близких по значению.


7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 57, упр. 68)

— Составьте из слогов слова. Запишите.

Способ проверки:

Вариант 1. ПК. Тема «Буквосочетания жи-ши. Упражнение из рабочей тетради».

Вариант 2. Фронтальный опрос.


8. Домашнее задание

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 56, упр. 67.


9. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Приведите примеры слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Почему написание гласных букв в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу надо запомнить?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Я сегодня узнал о ...

Самое интересное задание...

Я вспомнил правила ...

Я выполнял задания...

Свою работу я оцениваю ...

Меня удивило...

Теперь я знаю...

У меня вызвало затруднение...