Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

ТИП УРОКА: комбинированный урок.

ЦЕЛИ УРОКА: Развивать умение учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями; развивать речь.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику, тема «Буквосочетания ча-ща. Словарная работа»; тема «Буквосочетания жи-ши. Упражнения. Игра «Ы или И» или карточки демонстрационные со словами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнение задания в рабочей тетради.

— Прочитайте слова с сочетаниями жи-ши. (Ошибка, шишка, жизнь, пружина.)

— Прочитайте слова с сочетаниями ча-ща. (Чашка, печать, щавель.)

Прочитайте слова с сочетаниями чу-щу. (Чудо, щука, чучело, щупальца.)


3. Актуализация знаний

Игра «Ы или И»

Вариант 1. ПК. Тема «Буквосочетания жи-ши. Упражнения. Игра «Ы или И».

Вариант 2. Учитель показывает карточку со словом, где пропущена буква. Учащиеся показывают учителю карточки с буквой ы или с буквой и. (Использование обратной связи.)



Работа по учебнику (с. 118, упр. 7)

— Выполните задание к упражнению.

Работа по учебнику (с. 119, упр. 9)

— Составьте из сочетаний слов скороговорки. (Щетина у чушки, чешуя у щучки. Вылки рыщут, пищу ищут.)

Какие орфограммы вы увидели?


4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Учебная познавательная задача урока. (Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить?)

Сегодня на уроке мы будем учиться находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися.

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши,

Чижи, ужи, ежи, стрижи —

Запомни слоги жи и ши.


Ча и ща, ча и ща —

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча —

С буквой а и ча, и ща.


Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, ухвачу

И лечу, кричу, свищу!

(искл.: брошюра, жюри, парашют)

— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните букву, которую вставили.

На доске записаны слова:

Кувш...нка, обещ...ние, овч...рка, прощ...ние, ч...вство, молч...ние, ж...знь.

2. Первичная проверка понимания

Работа в тетради (с. 59, упр. 72)

— Впишите пропущенные буквы — окончания слов.

Составьте предложение с одним из слов. Запишите предложение.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 118, упр. 8)

— Прочитайте предложения.

О ком говорится в каждом из предложений?

На какой вопрос отвечают эти слова?

Что говорится о кузнечике?

Что говорится о дятле?

Что говорится о лягушке?

На какой вопрос отвечают слова трещит, стучит?

Измените каждое предложение так, чтобы в нём говорилось о нескольких животных.

Дополните первое предложение словами зелёный, в траве, чтобы получилось новое предложение.

Заслушиваются ответы учащихся.

— Запишите два изменённых предложения о любых животных.

Подчеркните слоги, в которых есть сочетания ча, ща, чу.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 120, упр. 11)

Прочитайте отрывок из сказки.

Вспомните названия сказки.

О ком эта сказка?

Устно сделайте звуковой разбор слова журавль.

Ответьте на вопросы в конце упражнения.

Вспомните продолжение сказки. Расскажите.

Выпишите из отрывка сказки слова с изученными буквосочетаниями. Подчеркните.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Словарная работа

— Как называются слова, которые невозможно проверить? (Словарные слова.)

Запись слов под диктовку.

Машина, пенал, карандаш, тетрадь, язык, учитель, ученик.

Способ проверки: ПК. Тема «Буквосочетания ча-ща. Словарная работа».


7. Самостоятельная работа

Работа по учебнику (с. 121, упр. 12)

Способ проверки: взаимопроверка.


8. Домашнее задание

Выполнить задания из рабочей тетради на с. 58, упр. 71 и на с. 59, упр. 73.


9. Подведение итогов урока

— Какую тему изучали на уроке?

Что интересного вы узнали о буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Какие секреты вы для себя открыли?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Приведите примеры слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Я сегодня закреплял знания о ...

Самое интересное задание...

Я выполнял задания...

Свою работу я оцениваю ...

Я уверен, что ...