УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2

Цель: закрепление умения ставить знаки препинания.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

Какие из слов не допускают различного написания:

Что(бы), как (будто), (не)смотря, (по)иному, потому (что).


II. Синтаксическая разминка.

Анализ предложений с союзом или. Предварительно посмотрите информацию на с. 176 (4-й абзац).

Задание: укажите номера предложений, в которых союз или присоединяет уточняющий член предложения Знаки препинания не стоят.

1) Известно, что смерчи, или водяные столбы, разбивают ядрами с кораблей.

2) Шмидт испытал много предательства, или, говоря по-старинному, ударов судьбы.

3) Кое-где попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

4) Каждый встречный мог оказаться соратником или врагом.

5) В нескольких десятках метров лежит тёмная рада, или болото, покрытое мелкой замшелой и какой-то гнусной ёлкой.

Правильный ответ: 1, 2, 5.

Записать два предложения с уточняющим членом предложения, объяснить графически- Сделать синтаксический разбор предложения.


III. Закрепление изученного.

1. Игра в ассоциации. Упр. 318 - прочитать слова, обращая внимание на орфоэпию.

Учитель: Что можно сказать об этом термине? Например, деепричастный оборот: обособляется запятыми, зависит от глагола, состоит из деепричастия и зависимого от него слова, обозначает дополнительное действие, является обстоятельством, должен сочетаться с подлежащим и т. д.

2. Упр. 317. Устно объяснить знаки препинания, выразительно прочитывая предложение.

3. Объяснительный диктант.

Задание: запишите, объясняя графически знаки препинания. Затем устно - подчёркнутые орфограммы.

1) Необычной стала жизнь, вышедшая из привычных рамок сурового военного уклада, расчисляющего по командам и сигналам каждую минуту дня и ночи. (Обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова.)

2) Там в стары годы, сатиры верный властелин, блистал Фонвизин, друг свободы... (Обособление двух распространённых приложений.)

3) Насытившись, они напились воды, подставляя под струю источника жестяную кружку. (Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота.)

4) Он возвращался домой повеся нос. (Не обособляется фразеологизм.)

5) Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит (Обособление дополнения, выраженного существительным с производным предлогом.)

6) В самом низу, прямо перед нами, белела ещё не_проснувшаяся река с черневшими на ней зловещими проталинами (Обособление уточняющего обстоятельства места.)

7) Всё: небо, зелень, воздух - казалось радостным (Разделены обобщающее слово и однородные подлежащие, они отделены тире от продолжения предложения.)

4. Самостоятельная работа. Упр. 319 (1-я или 2-я часть на выбор или по вариантам).


IV. Домашнее задание:

упр. 319 (несделанная часть);

ЗСП-8-11 - составить по 2 словосочетания.