Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2
Цель: закрепление умения ставить знаки препинания.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Какие из слов не допускают различного написания:
Что(бы), как (будто), (не)смотря, (по)иному, потому (что).
II. Синтаксическая разминка.
Анализ предложений с союзом или. Предварительно посмотрите информацию на с. 176 (4-й абзац).
Задание: укажите номера предложений, в которых союз или присоединяет уточняющий член предложения Знаки препинания не стоят.
1) Известно, что смерчи, или водяные столбы, разбивают ядрами с кораблей.
2) Шмидт испытал много предательства, или, говоря по-старинному, ударов судьбы.
3) Кое-где попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) Каждый встречный мог оказаться соратником или врагом.
5) В нескольких десятках метров лежит тёмная рада, или болото, покрытое мелкой замшелой и какой-то гнусной ёлкой.
Правильный ответ: 1, 2, 5.
Записать два предложения с уточняющим членом предложения, объяснить графически- Сделать синтаксический разбор предложения.
III. Закрепление изученного.
1. Игра в ассоциации. Упр. 318 - прочитать слова, обращая внимание на орфоэпию.
Учитель: Что можно сказать об этом термине? Например, деепричастный оборот: обособляется запятыми, зависит от глагола, состоит из деепричастия и зависимого от него слова, обозначает дополнительное действие, является обстоятельством, должен сочетаться с подлежащим и т. д.
2. Упр. 317. Устно объяснить знаки препинания, выразительно прочитывая предложение.
3. Объяснительный диктант.
Задание: запишите, объясняя графически знаки препинания. Затем устно - подчёркнутые орфограммы.
1) Необычной стала жизнь, вышедшая из привычных рамок сурового военного уклада, расчисляющего по командам и сигналам каждую минуту дня и ночи. (Обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова.)
2) Там в стары годы, сатиры верный властелин, блистал Фонвизин, друг свободы... (Обособление двух распространённых приложений.)
3) Насытившись, они напились воды, подставляя под струю источника жестяную кружку. (Обособление одиночного деепричастия и деепричастного оборота.)
4) Он возвращался домой повеся нос. (Не обособляется фразеологизм.)
5) Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит (Обособление дополнения, выраженного существительным с производным предлогом.)
6) В самом низу, прямо перед нами, белела ещё не_проснувшаяся река с черневшими на ней зловещими проталинами (Обособление уточняющего обстоятельства места.)
7) Всё: небо, зелень, воздух - казалось радостным (Разделены обобщающее слово и однородные подлежащие, они отделены тире от продолжения предложения.)
4. Самостоятельная работа. Упр. 319 (1-я или 2-я часть на выбор или по вариантам).
IV. Домашнее задание:
упр. 319 (несделанная часть);
ЗСП-8-11 - составить по 2 словосочетания.