КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 3 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Имя прилагательное

1. Выпиши из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся. Соедини вопросом имя существительное с именами прилагательными.

Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём —

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

(С. Маршак)

... (...?) ...

Укажи цифрой, сколько имён прилагательных выписано. ________

2. В каждой группе однокоренных слов подчеркни имена прилагательные. Выпиши парами сначала прилагательные-синонимы, а затем — прилагательные-антонимы.

Добро, доброта, задобрил, добрый;

храбрец, храбрый, храбрость;

вредный, вредина, вредитель, вредить;

близко, близкий, поблизости;

щедрый, щедрость, расщедрился;

далеко, даль, далёкий;

смельчак, смелый, смелость;

польза, полезный, полезно.

3. Из предложений выпиши имена прилагательные в таблицу.

И тихая вода подмывает берег. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Кривое дерево не выпрямится. Большая рыба в маленьком пруду не водится. Одинокое дерево ветра страшится, а одинокий человек — людей. У змеи чешуя красивая, да жало ядовитое.

Имена прилагательные в форме

мужского рода

женского рода

среднего рода




4. Выпиши из предложений имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся. В скобках запиши вопрос. У имён прилагательных обозначь окончания. Над именами существительными укажи род.

Зелёная травка у дома растёт,

Зелёный кузнечик на травке живёт.

(Е. Жуковская)

Синее небо над синей рекой,

Синее море за синей горой.

Жёлтый цыплёнок, жёлтый цветок,

Солнышко жёлтое, словно желток.

(М. Янушевич)

5. Измени каждое словосочетание так, чтобы имя существительное стояло в форме множественного числа. Запиши, у имён прилагательных обозначь окончания.

Колючий ёрш, хороший друг, интересная книга, соседнее государство, вкусная конфета, летний денёк, весенний ручей, маленькая рыбка, горная речка.

Подчеркни известные тебе орфограммы.

6. В каждое предложение вставь словосочетание старая яблоня, употребив его в нужном падеже. В скобках укажи падеж.

В нашем саду растёт ... (...).

От ... (...) всегда хороший урожай яблок.

Под ... (...) много тени.

На ... (...) висит скворечник.

... (...) мы бережём.

Со ... (...) связаны мои детские воспоминания.

7. Спиши словосочетания, заменяя имя прилагательное антонимом с парным по глухости-звонкости со гласным в корне. Подчеркни орфограмму.

Горький плод — ...,

далёкий путь — ...,

высокое дерево — ...,

неуклюжий зверь — ... ,

твёрдый характер — ...,

шершавые стены — ...

8*. Прочитай текст с пропусками. Дополни его под ходящими по смыслу именами прилагательными.

Ежик проснулся

Наступила ... весна. ... солнце согрело ... землю. Побежали ... ручейки. Под корнями ... берёзы спал ёжик. ... ручей разбудил зверька. ... ёжик вылез из ... норки и осмотрелся. Вокруг уже выросла ... травка, появились ... жуки. Ёжик отряхнулся и побежал в лес.

Подчеркни грамматические основы в сложном предложении.

9. Отметь ✔ верные окончания утверждений.

1) Имена прилагательные — это

□ члены предложения

□ части речи

□ части слова

2) Имена прилагательные отвечают на вопросы

□ какой? сколько? где?

□ кто? что? когда?

□ какая? какое? каких?

□ какие? откуда? что делать?

3) Имена прилагательные связаны

□ с именем существительным

□ с глаголом

□ с любой частью речи

4) Имена прилагательные

□ не изменяются по родам

□ изменяются по числам

□ не изменяются по падежам

□ изменяются по числам, родам и падежам

5) Имя прилагательное грустный образовано от слова

□ человек

□ груз

□ груздь

□ грусть

Автор: О. Е. Курлыгина