КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 3 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Глагол

1. Отметь ✔ строку, в которой все слова — глаголы.

□ Игрушка, играет, игрушечный, игротека, заигрался.

□ Строили, строитель, почтовый, речка, мачта.

□ Говорят, перешёл, возит, полить, сказала.

□ Молчит, молчать, молчите, молчун, молчание.

2. Прочитай. Подчеркни слова, которые в разных предложениях могут быть то именем существительным, то глаголом.

Вой, ключ, стекло, бег, попугай, пила, твой, мыло, суббота, горизонт, белила, глагол.

Укажи цифрой, сколько слов подчёркнуто.

С любым из подчёркнутых слов составь и запиши два предложения, употребив это слово в одном предложении в качестве имени существительного, а в другом — в качестве глагола.

3. Подбери к данным словам однокоренные глаголы без приставок, отвечающие на вопросы в скобках. Во всех словах обозначь корни.

Поддержка — (что делал?) ...,

подружка — (что делала?) ...,

вылет — (что делать?) ...,

прогулка — (что делали?) ...,

сброс — (что сделать?) ...,

разговор — (что делает?) ...

4. Прочитай слова. Выпиши глаголы в два столбика.

Беречь, мелочь, взять, брать, покорять, топнуть, пять, петь, снять, обнимать, кровать, помнить, спешить, власть, упасть, память, мять, путь, хитрость, сесть, облить, уплыть, нефть, ткнуть, полоть.

Что делать? ...

Что сделать? ...

Укажи цифрой, сколько слов не попало ни в один столбик.

* Дополни один из столбиков так, чтобы слов в каждом из них стало поровну.

5. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Выпиши из предложений глаголы в неопределённой форме, раскрывая скобки. Задай вопросы к выписанным глаголам.

Чему быть — того (не)м...новать. Шила в мешке (не)ут...ишь. (Не)нависть — плохой сове...чик. Луна светит, да (не)греет. (Не)откладывай на завтра то, что

можно (с)делать сегодня. Глину (не)мять — г...ршков (не)в...дать. Подска...ки слушать — л...пухом вырастут уш...

6. Выпиши из текста глаголы в два столбика.

Лучи майского солнца согрели землю. Вот уж отцвели нежные подснежники. Им на смену распускаются пахучие ландыши. Черёмуха набрала бутоны. Чудесный аромат идёт от дерева. А утром опустился туман и пришёл холод. Каждую весну бывают морозы, когда черёмуха цветёт.

Единственного числа ...

Множественного числа ...

* В последнем предложении подчеркни грамматические основы.

7. К данным глаголам подбери глаголы-синонимы, отвечающие на тот же вопрос.

Лгать — ...,

спрятать — ... ,

поймать — ...,

охранять — ...,

смеяться — ...,

созреть — ...

8. Прочитай текст. Выпиши глаголы в три столбика.

Вчера ровные морские волны набегали на берег. Каждая волна играла с камнями и выбрасывала на песок мелкие ракушки. Солнце светило ровно и прогревало водную гладь.

А сегодня по небу бегут хмурые тучи. Ветер гонит по морю огромные волны. Морская вода бурлит и пенится.

Местные жители говорят, что к вечеру погода изменится. Ветер стихнет, тучи уйдут, и море успокоится. Тогда на побережье наступит настоящая южная ночь.

Глаголы в форме

настоящего времени

прошедшего времени

будущего времени







Отметь ✔ глаголы, у которых можно определить род.

9. Прочитай пословицы. Над глаголами укажи их время и число.

1) Цыплят по осени считают.

2) Одному кивнул, другому моргнул, а третий и сам догадается.

3) Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.

4) Зерно скажет, где оно росло.

5) В лес не съездишь, так и на печке замёрзнешь.

6) Жизнь прожить — не поле перейти.

7) Роса намочила, да солнце высушило.

Выпиши номера предложений, в которых тебе не удалось определить время и число глаголов.

Продолжи предложение.

В этих предложениях глаголы употреблены в ...

* Подчеркни глаголы, у которых можно определить род.

Укажи цифрами, сколько в тексте глаголов в форме:

мужского рода ...

среднего рода ...

женского рода ...

10. Прочитай пословицы. В какие из них необходимо вставить частицу НЕ, чтобы восстановить их смысл? Вставь пропущенные буквы. Выпиши предложения, дополненные частицей НЕ.

1) Старого вороб...я на мякине пров...дёш...

2) Пч...ла мала, да м...док сладок. 3) Скажеш... — в...ротиш..., напишеш... — сотрёш..., отрубиш... — приставиш... 4) X...р...ши в доро...ке пиро...ки с горо...ком. 5) Верблюда с ло...ки поят.

Автор: О. Е. Курлыгина