КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 3 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Страницы для учителя

Данное учебное пособие обеспечивает возможность осуществлять разные виды контроля за уровнем сформированности у третьеклассников знаний и умений в области языка и речи.

Пособие включает:

• два варианта входной проверочной работы («Чему меня научили уроки русского языка во 2-м классе»), позволяющей оценить уровень сформированности знаний и умений, полученных учащимися во 2-м классе;

• проверочные работы для текущего контроля знаний и умений учащихся по каждой из тем курса русского языка;

• два варианта итоговой работы («Чему меня научили уроки русского языка в 3-м классе»), нацеленной на комплексную проверку знаний и умений в области языка, становление и развитие которых предусмотрено программой 3-го класса.

В конце пособия приведены ответы к большинству заданий.

Представленные в пособии задания сгруппированы с учётом двух принципов: функционального и тематического. Тематика и содержание текущих проверочных работ соответствуют тематике и содержанию разделов, и порядку их следования в учебнике «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.

С операционной точки зрения задания предусматривают осуществление третьеклассниками разнообразных действий с языковым материалом: определение последовательности, установление соответствия, подбор обобщающего слова, деление языковых объектов на группы в соответствии с указанным признаком и т. п. Как видно из этого далеко не полного перечня, работы обеспечивают возможность проверить сформированность не только предметных, но и метапредметных, в частности познавательных, учебных действий.

Языковой материал подбирался таким образом, чтобы продемонстрировать учащимся разнообразные связи между элементами разных уровней языковой системы. Упражнение в их установлении при решении конкретных задач станет тем фундаментом, на котором в дальнейшем будут формироваться умения в области правописания и грамматики. Многие задания имеют коммуникативную направленность: третьеклассникам нужно сконструировать предложения, сформулировать ответы на вопросы, подобрать слова, поработать с текстом. Такое методическое решение, безусловно, способствует развитию словаря третьеклассника и в целом формированию его коммуникативной компетентности. В наиболее трудных заданиях ученикам предоставляется определённая помощь в виде модели предложения, образца, ряда ответов для выбора.

Учитель может использовать и отдельные задания из предложенных работ. Так, задания тестового характера могут найти своё место на этапе подведения итогов урока. Некоторые задания комплексного характера могут составить содержание отдельной небольшой самостоятельной работы на уроке. Кроме того, различная степень сложности заданий предоставляет возможность организовать на уроке дифференцированную работу. В содержание некоторых работ включены дополнительные задания, которые, как правило, носят комплексный грамматико-орфографический характер и имеют повышенный уровень сложности. Эти задания сопровождаются знаком *. Следует помнить, что выполнение подобных заданий не входит в обязательную часть работы. Разумеется, учитель может использовать отдельные задания по своему усмотрению и при составлении содержания домашней работы.

При начале работы с пособием учителю важно обратить внимание детей на необходимость внимательного прочтения формулировок заданий: во многих случаях они содержат указания на выполнение не одного, а сразу нескольких действий. Например, в работе № 8 задание 3 предусматривает не только поиск однокоренных слов, но и запись их парами с учётом закономерности: сначала проверочное, затем — проверяемое. А обозначение корня и указание ударения придаёт выполняемым действиям доказательный характер.

На страницах пособия, адресованного третьеклассникам, впервые появляются так называемые лингвистические загадки, или задачи. Это особый вид заданий, которые нацелены на проверку уровня развития языковой логики и лингвистического отношения к слову. Как правило, лингвистические загадки не предполагают обращения к языковому материалу, поскольку требуют от учеников умения отвлекаться от лексического значения слова, с тем чтобы сосредоточить внимание на признаках слова как грамматической единицы. Приведём пример такой загадки. «Отвечает на вопросы кто? и что? но не имя существительное» (задание 7*, работа № 4). Как видно, это задание построено на сопоставлении признаков сходства двух частей речи — имени существительного и местоимения. Знание существенных признаков последнего позволит дать верный ответ.

Итоговая работа имеет комплексный характер.

Таким образом, использование данного пособия позволит учителю контролировать и корректировать с учётом результатов выполнения предварительных, текущих и итоговых проверочных работ процесс формирования собственно языковых и метапредметных результатов освоения содержания учебного предмета «Русский язык» в 3-м классе.

Автор: О. Е. Курлыгина