Русский язык - всероссийская проверочная работа за курс начальной школы - типовые задания - М. П. Хасянова 2018


Вариант 7

Часть 1

  Диктант

① Запиши текст под диктовку.

② Найди в 1-м абзаце текста предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

  Ответ.

③ Выпиши из текста 7-е предложение.

  Ответ.

  1) Подчеркни в нём главные члены.

  2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Часть 2

④ Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

  Важна, каталог, начала, поняли.

⑤ В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.

На улице чётко слышны шаги сторожа.

Ответ.

  Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(1) Между двумя реками — Тигром и Евфратом — лежала Месопотамия, некогда богатый и плодородный край. (2) Города Месопотамии не раз подвергались нападениям, разрушались и беднели. (3) Народы, населявшие Месопотамию, были первыми в мире мастерами глины. (4) Они возводили из глины великолепные дворцы и храмы. (5) В жилищах бедняков можно было увидеть нехитрую глиняную мебель и посуду. (6) Крестьяне мастерили глиняные серпы с каменным лезвием. (7) Хлебные зёрна перемалывали в муку жерновами из глины. (8) Соломенные циновки прибивали к стене гвоздями, сделанными из глины. (9) В Месопотамии даже писали на глине.

(10) Ученики пользовались кирпичиками из сырой глины величиной с ладонь. (11) Это и были их тетрадки. (12) Вместо перьев служили заострённые палочки. (13) Напишет ученик диктант, учитель посмотрит его работу и сделает свои поправки. (14) А ученик сотрёт ладонью написанное и снова заполнит глиняную страничку. (15) Так по многу раз в день. (16) Ученики школы писцов учились долго: им надо было запомнить девятьсот различных письменных знаков. (17) Это были клинышки разной длины и толщины. (18) Такая письменность называлась клинописью, а книги в ту пору были глиняные.

(19) Глина — одно из главных богатств Месопотамии, потому эту страну нередко и называют Страной глин. (По Е. П. Мару)

⑥ Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

  Ответ.

⑦ Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

  Ответ. 1, 2, 3.

⑧ Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

  Ответ.

⑨ Как ты понимаешь значение слова «поправки» из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.

  Ответ. Поправки — это ...

⑩ Замени слово «возводить» («возводили») из 4-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

  Ответ. Возводить — ...

⑪В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: . Выпиши это слово, обозначь его части.

  Ответ.

⑫ Выпиши из 12-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

  Ответ.

⑬ Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из формимени прилагательного (на выбор).

  Ответ.

⑭ Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

  Ответ.

⑮ Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Глаза боятся — руки делают.

  Ответ. Выражение Глаза боятся — руки делают будет уместно в ситуации, когда ...