КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 4 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения

1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В мокром небе кр...чат ул...тающие на юг гуси. Кланяются им вслед д...рев...я машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые лист...я и л...тят за гусями. Вместе с лист...ями л...тят стаи зябликов и жав...р...нков.

Сколько в этом тексте предложений с однородными сказуемыми? Отметь ✔ правильный ответ.

□ 1    □ 2    □ 3    □ 4

2. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Обведи номера предложений, в которых есть однородные члены, соединённые только перечислительной интонацией.

1) М...л...дая восп...тательница ст...яла у ...кна и внимательно наблюдала за р...бятишками.

2) В одну секунду девочка оч тилась возле м...лыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заг...ворила.

3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали б...лизной.

4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полированными гранями.

5) М...ряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тр...пические д...ревья, обез...ян, попугаев.

Выпиши предложение, в котором есть и главные однородные члены предложения, и второстепенные однородные члены предложения. Подчеркни их.

3. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.

1) Пришёл жаркий ч...с и сне... незаметно подтаивает а в л...сной т...шине дятел ровно отстукивает удары по ств...лу.

2) Г...лубиная стая разв...рнулась над з...млёй её п...лями сёлами г...родами.

3) Вертолёт работал в...нтами в разные стороны л...тел п...сок.

4) Вот сел солдат у ручья взял скрипочку и стал т...хонько наигрывать.

5) Ст...ит хатка а в ней ж...вёт Баба-яга — к...стяная н...га.

6) К злёночек заплакал вор тился назад и стал с...стрицу кликать.

Выпиши номера тех простых предложений, в которых однородные члены соединяются с помощью союзов.

4. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.

Сашка вышел во двор, но р...бят во дв...ре не было. Он поб...жал за в...рота и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла ст...рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из п...ст...лета. Ст...рушка вздрогнула и ост...новилась. Она погр...зила пальцем перешла д...рогу и скрылась в переулке. (По Н. Носову)

Найди и выпиши предложение, в котором однородные члены соответствуют схеме:

* Подчеркни в записанном предложении главные и второстепенные члены.

5*. Прочитай предложения с однородными членами и впиши союзы: и, а, но. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные второстепенные члены предложения.

1) Вдоль рек озёр ... болот летели утки.

2) Старик со старухой долго не соглашались ... отпустили Снегурочку по ягоды.

3) Бордовые жёлтые ... красные листья появились на деревьях.

4) Галя ... Катя шли по улице ... улыбались.

5) Тихо ... настойчиво звучал голос учителя.

6) Задрожал котёнок не от холода ... от страха.

7) Медленно рос цветок ... теперь вдруг вытянулся.

6. Расставь знаки препинания в предложениях.

1) Собрались подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурочку.

2) Деревья расступились и открылся небольшой пляж.

3) Вода осторожно плещет в песок и в кустах шумно возится какая-то птаха.

4) Девочка почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась.

5) Дунул ветер и листья посыпались в тёмную воду.

6) Катя тяжело вздохнула и медленно побрела дальше, размахивая портфелем.

7) Дверь тихонько скрипнула и в щель просунулась чья-то рука.

Распредели номера предложений по группам с учётом роли союза и.

Союз и соединяет части сложного предложения: ...

Союз и соединяет однородные члены предложения: ...

7. Составь из каждой пары простых предложений сложное. Используй подходящие по смыслу союзы (и, но, а, да). Запиши получившиеся предложения.

1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю. Капелька росы из цветка упала ей на лицо.

2) Весна сияла на небе. Лес был засыпан снегом.

3) Словарные слова запоминаются быстро. Постановка знаков препинания пока вызывает трудности.

8. Расставь в предложениях знаки препинания.

1) Почки раскрываются и на каждом зелёном клювике висит прозрачная светлая капля. (Е. Чарушин)

2) Тонкие стволики пригнулись к земле и ждут с часу на час освобождения. (М. Пришвин)

3) Синица и клесты поют звонкими голосами. (М. Пришвин)

4) Катя кормила кролика морковкой сеном овсом и сухарями. (Е. Чарушин)

5) Пришёл жаркий час и вот в полной тишине шевельнулась еловая веточка.

Запиши номера предложений, которые соответствуют следующим характеристикам.

Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и: ...

Сложное предложение, части которого соединены союзом и: ...

Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и: ...

Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзом и: ...

9. Расставь знаки препинания.

1) Во дворе стояла старая машина с распахнутыми дверями а над крылечком горел жёлтый фонарь.

2) По лестнице затопали ноги и в комнату вбежал растрёпанный малыш.

3) Перед холодной погодой зяблик не поёт а тревожно скрипит.

4) Старушка загремела ключами но дверь открывать не спешила.

5) Голоса глухо отдавались от просторных и холодных стен.

6) Ещё стояли тёплые дни но осень уже напоминала о себе пятнами жёлтых листьев и порыжевшей травой.

Отметь ✔ номера предложений, в которых союзы а, но, и соединяют части сложного предложения.

□ 2, 4, 5

□ 1, 2, 6

□ 1, 3, 6

Автор: О. Е. Курлыгина