КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 4 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Состав слова. Правописание значимых частей слова

1. Дополни ряд однокоренными словами, выбрав их из списка.

Семья, семейство, семейка, ...

Семёрка, семечко, семафор, семейный, семьянин, семеноводство.

2. Разгадай кроссворд.

1. Весёлое чувство, ощущение большого душевного подъёма.

2. Доставить кому-то радость.

3. Невесёлый, лишённый радости.

4. Сердечное и ласковое отношение, соединённое с гостеприимством и готовностью помогать.

Под каким номером дано толкование слова с непроизносимым согласным? Обведи номер.

* Найди корни в словах. Какое из них «лишнее»?

3. Отметь ✔ строку, в которой все слова начинаются с корня.

□ совет, собака, сосчитать

□ состричь, соскользнуть, согнуть

□ созвать, сова, соболь

□ совесть, сода, соловей

4. В каждой строке подчеркни слово, в котором нет суффикса.

а) коллективный, рисовый, зелёный, гусиный

б) банка, горка, ножка, дырка

в) беседовали, откусывает, пишу, гарантировать

г) картина, жемчужина, бабушкина, глубина

5. Образуй от выделенных слов названия — имена прилагательные по образцу. Впиши их в предложения. Обозначь в записанных словах корень и суффикс.

Образец. По преданию, первый дом на этой улице был поставлен купцом Семёновым, поэтому она называется

Эта улица находится за рекой, поэтому называется ...

Форма этой площади напоминает веер, поэтому она называется ...

Этот переулок был назван ..., потому что на его месте когда-то был сад.

Когда-то вдоль этой улицы росло много ракит, поэтому она получила название ...

Эту деревню издавна окружают сосновые леса, поэтому её назвали ...

6. Распредели слова по группам в зависимости от их состава. Заполни таблицу.

Приморский, лампа, талантливый, переписка, клещи, лебединый, подземный, волна, городской.

7. Прочитай, вставь пропущенные буквы.

Где ельник, там и кл...сты. Л...тит стайка кл...стов. Как увидят ёлку, у которой в...рш...на ш...шками увешана, сразу по в...твям рассыплются. И пошла р...бота! Схватит клёст ш...шку, оторвёт клювом, прижмёт лапой к ветке и отв...рачивает ч...шуйку за ч...шуйкой, мелкие крылатые с...мена достаёт. (В. Флинт)

Найди в тексте слова с суффиксом -к- и обозначь его. Подчеркни слова, которым суффикс -к- придаёт уменьшительно-ласкательное значение.

Выпиши из текста две пары однокоренных слов.

8. Спиши текст, заменяя звуковую запись буквенной.

Длинным днём х[а]зяйничает со[н]це, к[а]роткой ноч[й’у] — м[а]ро[с]. И м[а]розу не хв[а]тает ни времени, ни сил, чтобы восстановить то, что разру[шы]ло со[н]це. А оно расч[и]щает д[а]рогу в[и]сне. Она идёт с юга на север и скатывает сн[и]говой к[а]вёр с з[и]мли. (3. Воскресенская)

9. Обозначь суффиксы в именах коротышек из Цветочного города, Змеёвки и Солнечного города.

Арбузик, Тюбик, Кубик, Сиропчик, Винтик, Шурупчик, Шпунтик, Цветик, Бублик, Гвоздик, Цилиндрик.

10. Образуй новые слова с помощью суффиксов -ек-, -ик-. Запиши, подчеркни орфограмму в суффиксах.

Горох — ...,

бант — ...,

сынок — ...,

плащ — ...,

звонок — ...,

карандаш — ...,

рассказ — ...,

голосок — ...,

ящик — ...

11. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Дополни предложения, образовав от слов для справок новые слова с суффиксом -ок- или -онок-.

Слова для справок: стриж, луг, медведь, клок, кролик, воротник, старик, крюк.

1) В просторной клетке уютно устроился п...тнистый ...

2) Кружевной ... укр...шает плат...е.

3) Рыболовный ... зац...пился за корягу.

4) ... стремительно пронёсся над самой в...дой.

5) ... сидел на ск...мейке в глубокой задумчивости.

6) X...зяин вывел бычка на ...

7) В драке ... почти не пострадал, пот...рял только ... шерсти.

12. Отметь ✔ строку, во всех словах которой ь играет одинаковую роль.

□ полынья, банька, раздолье, счастье

□ брошь, вещь, дрожь, тушь

□ тюльпан, рельсы, пальма, здоровье

Автор: О. Е. Курлыгина