Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Тесты
Сложносочинённое предложение (примеры взяты из произведений А. П. Чехова)

Вариант 1

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

1) Сложносочинённым называется сложное предложение, в котором части являются равноправными по смыслу и соединяются сочинительными союзами и интонацией.

2) В сложносочинённом предложении с противительными отношениями между частями одно явление (событие) противопоставляется другому или одно явление сопоставляется с другим.

3) Если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то перед ней ставится точка с запятой.

4) Запятая перед союзами и, да (в значении и) не ставится при наличии общего второстепенного члена, входящего в состав сложносочинённого предложения.

Ответ: 3

Задание 2. Определите количество сложносочинённых предложений в следующем тексте.

Колокольчик что-то прозвякал бубенчикам, бубенчики ласково ответили ему. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчик заплакал, бубенчики засмеялись. Ямщик, приподнявшись, два раза хлестнул по беспокойной пристяжной, и тройка глухо застучала по пыльной дороге. Городишко спал. По обе стороны широкой улицы чернели дома и деревья, и не было видно ни одного огонька. По небу, усеянному звёздами, кое-где тянулись узкие облака, и там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп; но ни звёзды, которых было много, ни полумесяц, казавшийся белым, не проясняли ночного воздуха.

1) 1.     3) 3.

2) 2.     4) 4.

Ответ: 2

Задание 3. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

2) Всё небо заволокло облаками, и стал накрапывать редкий, мелкий дождь.

3) Митя Кулдаров, возбуждённый, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по комнатам.

4) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.

Ответ: 2

Задание 4. Укажите сложносочинённое предложение с соединительными отношениями между частями.

1) Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

2) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.

3) Изредка только донесутся чьи-нибудь мерные шаги из судейского коридора или осторожно кашляет в кулак зевающий присяжный...

4) С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Ответ: 1

Задание 5. Укажите сложносочинённое предложение с временными отношениями между частями.

1) Горбатый Любим захлёбывается, и воздух оглашается резким, судорожным кашлем.

2) Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх, и рыболовы слышат сильный плеск...

3) С течением времени должна была накопиться недоимка, и он, здоровый и молодой, был послан миром на стариковское место, в сторожа и пугало общественных огородов.

4) Красный полумесяц уже ушёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.

Ответ: 4

Задание 6. Укажите сложносочинённое предложение с причинно- следственными отношениями.

1) Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

2) Всё гибнет, как сор, и мои богатства здесь, в степи, не стоят гроша медного.

3) Церковные сумерки уже не кажутся мне мрачными, и на Митьку я гляжу равнодушно, без злобы.

4) Кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою.

Ответ: 4

Задание 7. Укажите сложносочинённое предложение, в котором выражаются действие и его результат.

1) Голова моя слабо откинута назад и набок, и я поневоле гляжу вверх, на освещённые окна.

2) Он был вял, как парниковый овощ, и всё у него казалось необычайно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка.

3) В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе.

4) Утреннее солнце било в окно сквозь спущенную занавеску, и дрожащий луч, тонкий и грациозный, как лезвие, играл на графине.

Ответ: 3

Задание 8. Укажите сложносочинённое предложение с противительными отношениями.

1) Прошло этак два месяца, и кончилась эта история ужаснейшим образом.

2) Он хочет сказать что-то прохожим, но роковое слово тяжёлой гирей висит на его дрожащих губах и никак не может сорваться.

3) Несколько в стороне от него темнел жалкий вишнёвый садик с плетнём, да под окнами, склонив свои тяжёлые головы, стояли спавшие подсолнечники.

4) Всё ли ещё светит луна, или это уже рассвет?

Ответ: 2

Задание 9. Укажите сложносочинённое предложение с разделительными отношениями.

1) Мне не хотелось домой, да и незачем было идти туда.

2) Электричеству он пророчит блестящую будущность, но тем не менее Ужинающие слушают его с некоторым пренебрежением.

3) В осенних потёмках не отличишь ни лица, ни рук, но уже в манере покашливать и дёргать за звонок слышится солидность, положительность и некоторая внушительность.

4) Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своём, или же она играла мне на рояле.

Ответ: 4

Задание 10. Укажите сложносочинённое предложение с присоединительными отношениями.

1) Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.

2) Словно испуганные, бегут от берега волнистые круги, и на месте падения всплывают пузыри.

3) Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов, да и некому произносить их.

4) Небо всё ещё казалось тёмным, но уже видны были и лошади, и ямщик, и дорога.

Ответ: 3

Задание 11. Определите количество частей в каждом сложносочинённом предложении и укажите «четвёртое лишнее».

1) Шёл дождь, и от сильного ветра шумели деревья, но в потёмках не было видно ни дождя, ни деревьев.

2) Дверь была слегка отворена, и Пересолин, взглянув в неё, увидел нечто необычайное.

3) Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё ещё барахтаются под ивняком.

4) Придя к себе в детскую, Гриша положил перед собой «Родное слово», но ему не читалось.

Ответ: 1

Задание 12. Укажите сложносочинённое предложение, где выражаются одинаковые отношения между его частями.

1) Выйдет он сейчас за калитку, и всё это обратится в воспоминание и утеряет для него навсегда своё реальное значение, а пройдёт год-два, и все эти милые образы потускнеют в сознании наравне с вымыслами и плодами фантазии.

2) Студент упал лицом на сиденье и ушиб себе лоб, но тотчас же его перегнуло назад, подбросило, и он сильно ударился спиной.

3) Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху следов, но раньше какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковой вонью...

4) После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то не по себе в этом небольшом уютном доме, и всё мне казалось молодым и чистым благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью.

Ответ: 4

Задание 13. В каком ряду указаны союзы, которые могут соединять части сложносочинённого предложения?

1) Тоже, и, зато.   3) Ни... ни, что, да и.

2) Как, а, когда.   4) Или, но, если.

Ответ: 1

Задание 14. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого запятая не ставится. (Знаки препинания пропущены.)

1) Тишина и спокойствие.

2) Чиновники тоже сели по его приказанию и игра началась.

3) Колёса и копыта стучали по корневищам и тарантас покачивался, как пьяный.

4) Она заметно волнуется и одна щека у неё от волнения лихорадочно зарумянилась.

Ответ: 1

Задание 15. Укажите сложносочинённое предложение, в котором между частями может быть поставлено тире. (Знаки препинания пропущены.)

1) Остаётся только пририсовать чёрную бороду и папа готов.

2) Подсолнечники ещё ниже наклонили свои головы и трава казалась темнее.

3) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.

4) Молча он думал о чём-то хорошем и весёлом и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице.

Ответ: 1

Задание 16. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого может быть поставлена точка с запятой. (Знаки препинания пропущены.)

1) Они шли по аллее между кустами и у обоих под ногами шуршал гравий.

2) Но проходит час-другой и весь дом дрожит уже от музыки и танцев.

3) Небо над заводами и кладбищем было смугло и большие тени от клубов дыма ползли по полю через дорогу.

4) Солнце припекало уже по-весеннему и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Ответ: 4

Задание 17. Укажите верное объяснение отсутствия запятой между частями сложносочинённого предложения В коридоре было темно и из каждого угла глядело что-то тёмное.

1) Во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

2) Все части сложносочинённого предложения являются побудительными предложениями.

3) Части, входящие в состав сложносочинённого предложения, имеют общий второстепенный член предложения.

4) Части, входящие в состав сложносочинённого предложения, имеют общее вводное слово.

Ответ: 3

Задание 18. В каком сложносочинённом предложении запятая между частями не ставится? (Знаки препинания пропущены.)

1) Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

2) Холмы всё ещё тонули в лиловой дали и не было видно им конца...

3) Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце и камышовые цветы красными кистями наклонялись к воде.

4) Говоря по совести, осень выдалась прекрасная и озими ничего себе.

Ответ: 4

Задание 19. Укажите предложение с общим придаточным предложением для частей, связанных сочинительными отношениями.

1) После того как он потерял веру в человечество, грудь его наполнилась чувством пустоты и он стал мизантропом.

2) Во всех головах, сколько их было в суде, молнией блеснула одна и та же страшная, невозможная мысль о могущей быть роковой случайности, и ни один человек не рискнул и не посмел взглянуть на лицо солдата.

3) Он честен, справедлив, рассудителен, разумно экономен, но всё это в таких необыкновенных размерах, что простым смертным делается душно.

4) Всё небо усыпано мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом...

Ответ: 1

Задание 20. Какое из предложений соответствует схеме [подл. ск.], [подл. тоже]?

1) Эти слова, простые и обыкновенные, были сказаны простым человеческим языком, но Огнев в сильном смущении отвернулся от Веры, поднялся и вслед за смущением почувствовал испуг.

2) Он принялся работать, а ленивые домашние мысли долго ещё бродили в его голове.

3) Я чувствую близкое соседство священника, слышу строгий голос, и моя щека, обращённая к нему, начинает гореть.

4) Богатые люди всегда имеют около себя приживалов, науки и искусства тоже.

Ответ: 4

Задание 21. Какая из схем соответствует предложению

Сытому и одетому мороз — одно удовольствие, а для человека рабочего, нищего, странника, блаженного — он первейшее зло и напасть?

1) [п. ск.], а [п. ск.].

2) [ск. п.], а |ск. п.].

3) [п. ск.], [а п. ск.].

4) [п. ск._, а], [п. ск.].

Ответ: 1

Задание 22. Какое из предложений отвечает следующей характеристике: сложносочинённое предложение состоит из 2 частей, соединённых соединительным союзом и, грамматическое значение — одновременность?

1) в комнате было темно, но лампада перед образом уже не горела.

2) Зотов возмущался, негодовал, а лошадь и собака слушали.

3) Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое- где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.

4) От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением.

Ответ: 3

Задание 23. Укажите верную характеристику предложения Солнечные лучи весело шалят на ковре, на стенах, на подоле няньки и как бы приглашают поиграть с ними, но дети не замечают их.

1) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — противопоставление.

2) Сложносочинённое предложение, состоит из 3 частей, соединённых соединительным союзом и и противительным союзом но, грамматическое значение — одновременность и противопоставление.

3) Сложносочинённое предложение, состоит из 3 частей, соединённых противительным союзом но и соединительным союзом и, грамматическое значение — противопоставление и одновременность.

4) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых соединительным союзом и, грамматическое значение — одновременность.

Ответ: 1

Задание 24. Укажите верный вариант пунктуационной характеристики предложения.

Под облаками, (1) заливая воздух серебряными звуками, (2) дрожали жаворонки, (3) а над зеленеющими пашнями, (4) солидно и чинно взмахивая крыльями, (5) носились грачи. (6)

1) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение; (3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие обособленные обстоятельства.

2) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;

(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие вводные конструкции.

3) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение; (3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, разделяющие однородные члены предложения.

4) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;

(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие обособленные определения.

Ответ: 1

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 30.

Антракт

(1) Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. (2) Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют ещё музыкальные антракты. (3) Они-то нас и интересуют.

(4) Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (5) Идёт первая картина третьего акта. (6) На сцене — площадь в Великом Китеже. (7) Собравшийся на ней народ узнаёт страшную весть: на город надвигается татарская рать. (8) Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу.

(9) Опускается занавес. (10) Однако оркестр не умолкает. (11) Он рассказывает, что произошло дальше.

(12) Настороженны и в то же время зловещи его звучания. (13) Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. (14) Это мчатся татары, сметая всё на своём пути. (15) Всё ближе они, всё громче звучит дикая, зловещая тема... (16) Но послышалась простая и раздольная мелодия — песня русской дружины. (17) Вот уже всё сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, «убить» её... (18) И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка.

(19) Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. (20) Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочитая гибель рабству. (21) Не звучит больше раздольная песня, исчезает, расплывается чёткий ритм, лишь отдельные, словно «усталые» обрывки татарской темы-«победительницы» сменяют один другого...

(22) Снова открылся занавес. (23) На сцене татарский стан. (24) Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт «Сеча при Керженце».

(25) А вот другой пример. (26) Идёт опера Ж. Бизе «Кармен». (27) В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. (28) Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. (29) Поднимается занавес, и перед зрителями горный пейзаж, тонко отражённый в только что прозвучавшей музыке. (30) Антракт к четвёртому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами, вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит трагическая развязка оперы.

(По Л. Михеевой)

Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

1) Разговорная речь.

2) Публицистический стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Научный стиль.

Ответ: 4

Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 7-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

1) Лексические повторы.

2) Вводные слова.

3) Союзы, частицы, местоимения.

4) Наречия времени или места.

Ответ: 3

Задание 27. Укажите сложносочинённое предложение.

1) 1-е.    3) 28-е.

2) 17-е.    4) 29-е.

Ответ: 4

Задание 28. Укажите верную характеристику 19-го предложения.

1) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — противопоставление.

2) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — одновременность.

3) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — последовательность.

4) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — присоединение.

Ответ: 1

Задание 29. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения.

1) 7-е.    3) 24-е.

2) 8-е.    4) 28-е.

Ответ: 4

Задание 30. Что наиболее полно отражается в заголовке текста?

1) Тема.

2) Идея (главная мысль).

3) Вывод.

4) Микротема (предложения 25 — 30).

Ответ: 1

Вариант 2

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

1) Части сложносочинённого предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

2) В сложносочинённом предложении с разделительными отношениями между частями выражается возможность осуществления только одного явления (события) из перечисленных, эти явления (события) могут происходить одновременно, или они чередуются, или одно исключает другое.

3) Если части сложносочинённого предложения распространены, то между ними может ставиться тире.

4) Запятая в сложносочинённом предложении не ставится при наличии вводного слова, общего для частей предложения.

Ответ: 3

Задание 2. Определите количество сложносочинённых предложений в следующем тексте.

Тройка выехала из города. Теперь уже по обе стороны видны были только плетни огородов и одинокие вётлы, а впереди всё застилала мгла. Здесь на просторе полумесяц казался более и звёзды сияли ярче. Но вот пахнуло сыростью; почтальон глубже ушёл в воротник, и студент почувствовал, как неприятный холод пробежал сначала около ног, потом по тюкам, по рукам, по лицу. Тройка пошла тише; колокольчик замер, точно и он озяб. Послышался плеск воды, и под ногами лошадей и около колёс запрыгали звёзды, отражавшиеся в воде.

1) 1.     3) 3.

2) 2.     4) 4.

Ответ: 3

Задание 3. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Грябов, большой, толстый человек с очень большой головой, сидел на песочке, поджав под себя по-турецки ноги, и удил.

2) И если бы папаша мог читать на лицах, он прочёл бы на бледном личике своей дочери восторг, доходящий до страдания.

3) Они нравились его дочке, веселили её, и этого ему было достаточно!

4) Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.

Ответ: 3

Задание 4. Укажите сложносочинённое предложение с соединительными отношениями между частями.

1) Из одного губернского города труппа хотела уехать тайком от Маши, но Маша узнала и прибежала на вокзал после второго звонка.

2) Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

3) Ему душно и жарко, а тут ещё разгулявшееся апрельское солнце бьёт прямо в глаза и щиплет веки.

4) Или в Москве событий нет, или же я плохой фельетонист.

Ответ: 2

Задание 5. Укажите сложносочинённое предложение с временными отношениями между частями.

1) На природу глядит он с сознанием своего превосходства над ней, и во взгляде у него что-то хозяйское, повелительное...

2) Кирьяков шагает, и даже в походке его сказывается солидность и положительность.

3) В передней не слышно было ни голосов, ни шагов, и весь дом казался спавшим, несмотря на яркое освещение.

4) Она уронила чулок и нагнулась за ним, и в это время у неё с головы свалился чепец.

Ответ: 4

Задание 6. Укажите сложносочинённое предложение с причинно-следственными отношениями.

1) Было ровно десять часов, и из-за облаков выглядывал кусочек луны.

2) Наденька или Варенька берёт меня под руку, и мы направляемся к её даче.

3) Колючие еловые ветви то и дело били студента по фуражке, и паутина садилась ему на лицо.

4) Тётке жутко было оставаться в потёмках, и она пошла за хозяином.

Ответ: 4

Задание 7. Укажите сложносочинённое предложение, в котором выражаются действие и его результат.

1) Потом долго сидели в столовой и пили чай, и Иван Петрович рассказывал что-то смешное.

2) Несколько рук подхватило его, подняло высоко вверх, и он очутился на чём-то большом, мягком и слегка влажном от росы.

3) Всех подвод в обозе было около двадцати, и на каждые три подводы приходилось по одному возчику.

4) В городе он не живал и книг никогда не читал, но откуда-то набрался разных умных слов и любил употреблять их в разговоре, и за это его уважали, хотя и не всегда понимали.

Ответ: 2

Задание 8. Укажите сложносочинённое предложение с противительными отношениями.

1) Изредка в потухающем камине вспыхивает тлеющее полено и на мгновенье заливает лица цветом пожарного зарева; но это не портит общей световой гармонии.

2) Он привык видеть звёзды, и, вероятно, они уже давно надоели ему.

3) Нет уже ни смеха, ни шума, ни весёлых, беспечных лиц, ни свиданий в тихие лунные ночи; да и всё это, вероятно, очаровательно только в воспоминаниях...

4) Чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее.

Ответ: 1

Задание 9. Укажите сложносочинённое предложение с разделительными отношениями.

1) Привидения — предрассудок, плод умов недозрелых, но тем не менее всё-таки Ваксин натянул на голову одеяло и плотнее закрыл глаза.

2) Он не признаёт ни точек, ни запятых, и его монотонное чтение похоже на жужжание пчёл или журчание ручейка.

3) Картины, лица и положения брались наудачу, экспромтом, а фабула и мораль вытекали как-то сами собой, помимо воли рассказчика.

4) Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей...

Ответ: 4

Задание 10. Укажите сложносочинённое предложение с присоединительными отношениями.

1) Сеанса, собственно говоря, не было, а вечер прошёл в одних только страшных разговорах.

2) После обеда в кухне замелькали соседские кухарки и горничные, и до самого вечера слышалось шушуканье.

3) Осталась одна только бледно-багровая полоска, да и та стала подёргиваться мелкими облачками.

4) В сенях было не так холодно и сыро, как на дворе, но при ветре и сюда долетали дождевые брызги.

Ответ: 3

Задание 11. Определите количество частей в каждом сложносочинённом предложении и укажите «четвёртое лишнее».

1) Её, очевидно, тяготило одиночество, и ей хотелось высказаться, поделиться с кем-нибудь впечатлениями, излить душу.

2) Бледное лицо Николая Сергеича умоляло, но Машенька отрицательно покачала головой, и он, махнув рукой, вышел.

3) Заря ещё не совсем погасла, а летняя ночь уже охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.

4) Игрок брал не более пяти-шести нот, лениво тянул их, не стараясь связать их в мотив, но тем не менее в его писке слышалось что-то суровое и чрезвычайно тоскливое.

Ответ: 2

Задание 12. Укажите сложносочинённое предложение, где выражаются одинаковые отношения между его частями.

1) Затем всё лето провёл я в Софьине безвыездно, и было мне некогда даже подумать о городе, но воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни.

2) Ночи в сентябре холодные, а стоит только взойти солнцу, и холода как не бывало.

3) С улицы послышался лай, и Каштанка хотела ответить на него, но вдруг неожиданно ею овладела грусть.

4) За зиму она похудела, подурнела, немного поседела, и уже вместо прежней миловидности и приятной улыбки на лице у неё было покорное печальное выражение пережитой скорби, и было уже что-то неподвижное в её взгляде.

Ответ: 4

Задание 13. В каком ряду указаны союзы, которые могут соединять части сложносочинённого предложения?

1) Также, а, то есть.

2) Если, и, что.

3) То ли... то ли, потому что, но.

4) Да, или, когда.

Ответ: 1

Задание 14. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого запятая не ставится. (Знаки препинания пропущены.)

1) Он глядит навстречу Зиночке и вся его фигура, как солнцем, озарена выражением счастья.

2) На лошадиных гривах бумажные цветы и у всех кучеров руки перевязаны около плеч цветными платками.

3) У подъезда стояли широкие розвальни и от тройки белых лошадей шёл густой туман.

4) Кто из нас не был молод и кто не увлекался?

Ответ: 4

Задание 15. Укажите сложносочинённое предложение, в котором между частями может быть поставлено тире. (Знаки препинания пропущены.)

1) Послышались скорые, удаляющиеся шаги, треск хвороста и всё смолкло...

2) Его глаза были полны жадного внимания и брови удивлённо приподнимались всё выше и выше.

3) Первый раз в жизни ехал он на почтовой тройке и только что пережитая встряска, полёт почтальона и боль в спине казались ему интересным приключением.

4) Она [мельница] становилась всё больше и больше и уж можно было отчётливо разглядеть её два крыла.

Ответ: 1

Задание 16. Укажите сложносочинённое предложение, между частями которого может быть поставлена точка с запятой. (Знаки препинания пропущены.)

1) Душа даёт отклик прекрасной, суровой родине и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

2) Стёпку обдало чёрным дымом и в потёмках по дороге около возов пробежала тень от костра.

3) Мартовское солнце светило ярко и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.

4) Десять лет назад Подгории — он был тогда бедным студентом — преподавал Надежде математику и историю, за стол и квартиру и Варя, курсистка, кстати, брала у него уроки латинского языка.

Ответ: 4

Задание 17. Укажите верное объяснение отсутствия запятой между частями сложносочинённого предложения За заводами кончался город и начиналось поле.

1) Во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

2) Все части сложносочинённого предложения являются побудительными предложениями.

3) Части, входящие в состав сложносочинённого предложения, имеют общий второстепенный член предложения.

4) Части, входящие в состав сложносочинённого предложения, имеют общее вводное слово.

Ответ: 3

Задание 18. В каком сложносочинённом предложении запятая между частями не ставится? (Знаки препинания пропущены.)

1) Подводчикам свет бил в глаза и они видели только часть большой дороги.

2) Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне.

3) Прокурор чувствовал на лице его дыхание, то и дело касался щекой его волос и на душе у него становилось тепло и мягко...

4) Кажется, откуда-то доносится порывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос.

Ответ: 4

Задание 19. Укажите предложение с общим придаточным предложением для частей, связанных сочинительными отношениями.

1) Он говорил приятным баритоном, и в манерах, с какими он снимал своё кашне или поправлял волосы, сквозило тонкое, почти женское изящество.

2) Гнев его ещё не остыл, но он старался делать вид, что не замечает своего врага.

3) В довершение неловкости он решительно не знал, что ему говорить, а говорить было необходимо.

4) Чтобы овладеть его вниманием, сознанием, недостаточно подтасоваться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер.

Ответ: 4

Задание 20. Какое из предложений соответствует схеме [п. ск.], [п. ск. тоже]?

1) И лес, и туманные клочья, и чёрные канавы по бокам дороги, казалось, притихли, слушая её, а в душе Огнева происходило что-то нехорошее и странное...

2) Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Серёжу вся сказка произвела сильное впечатление.

3) По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.

4) Он играл жалкую роль приживала и лишнего человека даже у прислуги, и извинение его ничего не значило тоже.

Ответ: 4

Задание 21. Какая из схем соответствует предложению?

Лунный серп становился всё белее и белее, а растянувшееся под ним облако, похожее на пушку с лафетом, чуть-чуть желтело на своём нижнем крае.

1) [п. ск.], а [п. ск.].

2) [ск. п.], а [ск. п.].

3) [п. ск.], [а п. ск.].

4) [п. ск., а], [п. ск].

Ответ: 1

Задание 22. Какое из предложений отвечает следующей характеристике: сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых соединительным союзом и, грамматическое значение — одновременность?

1) Путники давно уже идут, но никак не могут сойти с небольшого клочка земли.

2) Луна стояла высоко над садом, а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна.

3) Здесь уже не слышно было музыки, но зато пахло полем.

4) С неба смотрели звёзды, и шаги Старцева раздавались так резко и некстати.

Ответ: 4

Задание 23. Укажите верную характеристику предложения Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

1) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — противопоставление.

2) Сложносочинённое предложение, состоит из 3 частей, соединённых соединительным союзом и и противительным союзом но, грамматическое значение — одновременность и противопоставление.

3) Сложносочинённое предложение, состоит из 3 частей, соединённых противительным союзом но и соединительным союзом и, грамматическое значение — противопоставление и одновременность.

4) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых соединительным союзом и, грамматическое значение — одновременность.

Ответ: 1

Задание 24. Укажите верный вариант пунктуационной характеристики предложения.

По степи, (1) спотыкаясь и прыгая, (2) побежали перекати-поле, (3) а одно из них полетело к небу и, (4) обратившись там в чёрную точку, (5) исчезло из виду. (6)

1) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;

(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие обособленные обстоятельства.

2) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;

(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие вводные конструкции.

3) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;

(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, разделяющие однородные члены предложения.

4) (6) — точка в конце предложения, так как оно невосклицательное и содержит завершённое сообщение;

(3) — запятая между частями сложносочинённого предложения; (1) и (2), (4) и (5) — запятые, выделяющие обособленные определения.

Ответ: 1

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 30.

Дирижёр

(1) Вы пришли в оперный театр. (2) Спектакль ещё не начался, но в оркестровой яме — так называется помещение, расположенное внизу под сценой, — уже собрались музыканты. (3) Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. (4) Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание.

(5) Для того, чтобы управлять большим музыкальным коллективом, и существует дирижёр (французское diriger — управлять, направлять, руководить).

(6) Дирижёр не просто следит, чтобы все играли согласно. (7) Он тщательно продумывает замысел композитора — характер звучания музыки. (8) Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

(9) Дирижёр нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле песни и пляски — везде, где музыку исполняет большой коллектив.

(10) Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. (11) Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчёркивал ритм. (12) Потом клавишный инструмент перестал принимать участие в исполнении оркестровых произведений, и руководство перешло к первому скрипачу. (13) И сейчас кое-где можно увидеть, что небольшим инструментальным ансамблем руководит скрипач. (14) Но состав оркестра со временем всё увеличивался, и скоро скрипачу стало не под силу, играя самому, управлять таким большим коллективом.

(15) В начале XIX века сложилось понятие дирижёра оркестра, близкое нашему. (16) Правда, в то время дирижёр ещё стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. (17) Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов. (18) Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижёра положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.

(19) Тогда же композиторы и дирижёры Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор и другие применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. (20) Сделали они это совершенно независимо друг от друга. (21) Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижёра. (22) Рассказывают, что когда замечательный русский композитор Александр Константинович Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, он выучил всего одну фразу. (23) С ней он обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки».

(По Л. Михеевой)

Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

1) Разговорная речь.

2) Публицистический стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Научный стиль.

Ответ: 4

Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 7-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

1) Лексические повторы.

2) Вводные слова.

3) Союзы, частицы, местоимения.

4) Наречия времени или места.

Ответ: 3

Задание 27. Укажите сложносочинённое предложение.

1) 10-е.    3) 12-е.

2) 11-е.    4) 13-е.

Ответ: 3

Задание 28. Укажите верную характеристику 2-го предложения.

1) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — противопоставление.

2) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — одновременность.

3) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — последовательность.

4) Сложносочинённое предложение, состоит из 2 частей, соединённых противительным союзом но, грамматическое значение — присоединение.

Ответ: 1

Задание 29. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения.

1) 14-е.    3) 16-е.

2) 15-е.    4) 17-е.

Ответ: 4

Задание 30. Что наиболее полно отражается в заголовке текста?

1) Тема.

2) Идея (главная мысль).

3) Вывод.

4) Микротема (предложения 19 — 23).

Ответ: 1