Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Тесты
Сложноподчинённое предложение (примеры взяты из произведений И. А. Бунина)

Вариант 1

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

1) Сложноподчинённое предложение — это такое сложное предложение, в котором предикативные части связаны между собой подчинительной связью.

2) Подчинительные союзы — это служебные части речи, которые находятся в придаточной части сложноподчинённого предложения, но не являются её членами, а используются только для связи с главной частью.

3) Придаточные определительные относятся к члену предложения в главной части, выраженному именем существительным или местоимением, и отвечают на вопрос какой!

4) При однородном соподчинении придаточных они относятся к одной и той же главной части, но отвечают на разные вопросы.

Ответ: 4

Задание 2. Определите количество сложноподчинённых предложений в следующем тексте.

Ночь сияла. Месяц выбрался на самую середину неба, стал над самым прудом. Изредка по воде что-то струисто поблёскивало, точно там вился серебристый уж. У противоположного берега воды как будто не было. Там была светлая бездна в другое, подземное небо. Вековые дубы и берёзы на том берегу казались теперь выше, стройнее, чем днём. Но ещё лучше был тот лес, который, вверх корнями, темнел под берегом, уходя в эту бездну вершинами. А вдали, за лесом, небо уж стало стеклянно-зелёное, там, в полях, начали свежо и отчётливо бить перепела...

1) 1.     3) 3.

2) 2.     4) 4.

Ответ: 2

Задание 3. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) Было грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролёток.

2) В маленьком купе первого класса, которое я заказал заранее, шумно шёл дождь по крыше.

3) Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно.

4) Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят в бирюзовом небе.

Ответ: 2

Задание 4. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть поясняет всю главную.

1) Я сейчас ещё чувствую, как жадно и ёмко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер...

2) Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика и наполняет шумом весь двор усадьбы, которая озаряется фонарями, свечами и лампами, вынесенными навстречу гостям из дому...

3) Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен.

4) А сколько раз лазил я с Баскаковым на чердак, где, по преданиям, будто бы валялась дедовская или прадедовская сабля?

Ответ: 3

Задание 5. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть поясняет одно слово в главной.

1) Он сказал, что этими местами шёл когда-то с низов на Москву и по пути дотла разорил наш город сам Мамай.

2) И вот, когда он приезжал, я из дома Ростовцева сразу попадал на два, три дня совсем в другой мир.

3) Извозчиков возле Дворянской всегда было сколько угодно, так что не имело ровно никакого смысла платить за обожданье.

4) Зал казался теперь таинственней и ниже, потому что луна, ходившая летом правее дома, не глядела в него.

Ответ: 1

Задание 6. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной при помощи союза.

1) Некогда Чанг узнал мир и капитана, своего хозяина, с которым соединилось его земное существование.

2) Ветер искал, откуда бы покрепче ударить.

3) Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему...

4) И казалось мне тогда, что ничего не нужно в жизни, кроме этой весны и дум о счастье.

Ответ: 4

Задание 7. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова.

1) Они чувствуют ту внезапную пустоту в сердце и непонятную тишину вокруг себя, которая всегда охватывает

человека после тревоги проводов, при возвращении в опустевший дом.

2) Но им уже кажется, что они за тысячу вёрст ото всего привычного, родного.

3) Трёхэтажное здание гимназии за высокой оградой, в глубине большого мощёного двора, я принял как нечто уже знакомое, хотя никогда в жизни не входил в такой огромный, чистый и гулкий дом.

4) И кричала она так, точно мы были глухие.

Ответ: 1

Задание 8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Здесь хрустально чист и свеж был воздух, как бывает он чист и свеж только ранней весной.

2) Как многие из тех, что никогда не видали добра ни от начальства, ни от ближнего, он давно мечтал быть от людей подальше.

3) Я уснул сладко и мгновенно, разбитый счастьем и усталостью, совсем не подозревая, какое великое несчастье ждёт меня впереди.

4) Когда послышался под крыльцом шум тарантаса, у матери, у няньки, у Баскакова изменились лица.

Ответ: 2

Задание 9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

2) И, остановившись среди аллеи, барин долго глядит в осеннее поле, на пустынные зелёные озими, по которым бродят телята.

3) Одни звёзды, может быть, знают, как свято человеческое горе!

4) Я встал и, гуляя, побрёл среди деревьев в ту сторону, откуда мы подходили к лесу по овсяному полю.

Ответ: 3

Задание 10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.

1) Вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам ещё в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане.

2) Но зато как красив был сад, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени!

3) Мелитон, согнувшись, шёл к избе от пруда с полным, тяжёлым ведром, из которого плескалась вода...

4) И было уже так поздно, что даже и колотушки уже не было слышно...

Ответ: 2

Задание 11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным места.

1) Тут отец поглядел и сказал, что вот уже и грачи по-осеннему стали собираться на советы, подумывать об отлёте.

2) Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет.

3) Мы шли в их пёстрой тени, дыша их сухим ароматом, по скользкой, сухой траве и глядели вперёд, где жарко сияли более открытые поляны.

4) Когда мы вошли на тропинку, пролегавшую среди этой чащи, к пруду, из подседа, из лапчатых орешников, вдруг с треском вырвался почти из-под ног у нас золотисто-рыжий вальдшнеп.

Ответ: 3

Задание 12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным причины.

1) Он был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие, на путешествие во всех отношениях отличное.

2) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.

3) Зверь теперь в лесу боится, потому что в лесу ветер шуршит листвою...

4) Вода в пруде была чистая, прозрачная, особенная лесная вода, как есть вообще нечто особенное в этих одиноких лесных прудах, почти никогда никем, кроме птицы и зверя, не посещаемых.

Ответ: 3

Задание 13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели.

1) Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город.

2) Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами.

3) Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице.

4) Но я оттого свернул в эти просторные улицы в садах, что хотел взглянуть на гимназию.

Ответ: 1

Задание 14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным следствия.

1) В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством.

2) Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.

3) Когда уже становится совсем светло от месяца, тарантас шибко подкатывает по густой росистой траве к одинокому флигелю.

4) Но всё же мы просыпались с чувством этого благодетельного перелома, так что, казалось бы, дальше не должно было быть места никакой печали.

Ответ: 4

Задание 15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным условия.

1) Чанг, в своей серебрившейся от дождя шубке, и капитан, в непромокаемом пальто с поднятым капюшоном, были на мостике, высота которого чувствовалась теперь ещё сильнее, чем прежде.

2) Если же поселиться среди этих волчьих и заячьих оврагов, окружённых лесными островами, в старой избе среди рыжих дубков и кустарников, торчащих из белых пушистых сугробов, то с непривычки будешь чувствовать себя за сто вёрст от людей.

3) На скотном дворе, весь день пустом, с ленивой грубостью скрипели ворота, когда мы из всех своих силёнок приотворяли их...

4) Он даже признался, что, относясь вообще к людям только с презреньем и ненавистью, он горячо полюбил всех нас, особенно меня.

Ответ: 2

Задание 16. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным уступки.

1) Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и витых золотых рамах никогда не трогались с места.

2) Она сунула с кормы руку в воду и, поймав стебель кувшинки, так рванула его к себе, что завалилась вместе с лодкой.

3) Рос я, кроме того, среди крайнего дворянского оскудения, которого опять-таки никогда не понять европейскому человеку.

4) Через несколько дней всё это стало так привычно, словно иной жизни и не было никогда.

Ответ: 1

Задание 17. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным образа действия и степени.

1) Как печальны кажутся в это время тёмные деревушки, мёртвую тишину которых будит звук рессор и бубенчиков!

2) Знакомых было так много, что мы едва успевали раскланиваться.

3) И почему-то часто уезжали они в субботу, так что в тот же день вечером я должен был идти ко всенощной в церковку Воздвиженья, стоявшую в одном из глухих переулков близ гимназии.

4) А ещё помню я много серых и жёстких зимних дней, много тёмных и грязных оттепелей, когда становится особенно тягостна русская уездная жизнь.

Ответ: 2

Задание 18. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным сравнения.

1) Видно было, как длинными иглами неслись с весёлого голубого неба, из высокой дымчатой тучки, капли.

2) Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, ещё белело меж деревьев.

3) Везде было так мелко, что видно было дно с подводными травами.

4) Эти узкие пироги, нагие люди с луками и дротиками, кокосовые леса, лопасти громадных листьев и первобытная хижина под ними — всё чувствовал я таким знакомым, близким, словно только что покинул я эту хижину.

Ответ: 4

Задание 19. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

1) И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

2) Была изящная влюблённая пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья.

3) Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют.

4) Как только в лес врывается громыхание бубенчиков, из усадьбы отвечает ему угрюмый лай овчарок, ведущих свой род от тех свирепых псов, что сторожили когда-то не менее свирепую и угрюмую жизнь старика Кологривова.

Ответ: 1

Задание 20. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.

1) Вот и всё убранство этого скудного жилища, если не считать камина, из которого всегда дует свежим ветром.

2) Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера вечером, по счастливой случайности, представленным ей, и делала вид, что пристально смотрит вдаль, куда он указывал ей...

3) Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад.

4) Когда я глядел вправо, я видел, как высоко и безгрешно сияет над двором месяц.

Ответ: 3

Задание 21. Укажите сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением придаточных.

1) Что он в эту минуту думает, не знает даже Чанг, лежащий на полу возле нетопленого камина, из которого всю ночь пахло морской свежестью.

2) Делаем вид, что мы очень рады друг другу, что этот осмотр дома — вещь самая обыденная.

3) В мерцающем, дрожащем блеске воды белел колёсный пароход, который казался пустым, хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза...

4) Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку.

Ответ: 1

Задание 22. Какое из предложений соответствует представленной схеме?

Image

1) Мы ли не чувствовали, что Наталья, полвека прожившая с нашим отцом почти одинаковой жизнью, — истинно родная нам, столбовым господам Хрущёвым?

2) Правда, нередко случалось и то, что, вслед за такими словами, задумывался он, глядя в окна, в поле, и вдруг насмешливо улыбался, снимая со стены гитару.

3) Оттого, что увезли брата, для меня как будто весь мир опустел, стал огромным, бессмысленным.

4) Что ждёт тебя, один бог ведает!

Ответ: 3

Задание 23. Какая из схем отвечает предложению?

Запомнилось за этот день только то, что очень жарко летом в степи, что бесконечнее летнего дня и длиннее больших дорог нет ничего на свете.

Image

Ответ: 1

Задание 24. Укажите верный вариант характеристики предложения.

Снег поразил меня своей белизной и свежестью в ту минуту, когда, отягчённый отцовской енотовой шубой и сопровождаемый всем домом, я вышел садиться.

1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какую?, относится в главной части к указательному слову ту, присоединяется к главной части союзом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какую?, относится в главной части к указательному слову ту, присоединяется к главной части союзным словом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

3) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей.

Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какой?, относится к существительному снег в главной части, присоединяется к главной части союзным словом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

4) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное обстоятельственное времени обозначает время действия, названного в главной части, отвечает на вопрос когда?, относится ко всей главной части, присоединяется к главной части союзным словом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

Ответ: 2

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 30.

(1) Какими-то таинственными нитями связаны всё-таки друг с другом эти слова: образованный, культурный, интеллигентный.

(2) Язык развивается сам по себе, по своим законам, это верно. (3) Но нормы литературной речи создают люди. (4) Они выбирают из множества слов только то, что годится им для красоты и точности речи.

(5) Судите сами, насколько избирателен русский язык. (6) Цивилизованный — слово понятное, но употребляется редко. (7) Культурный и интеллигентный — используем очень часто.

(8) В своё содержание термин интеллигентный вобрал исконно русскую традицию — обозначить человека умного, оценив его и со стороны нравственной. (9) Не просто умный — добрый. (10) В умном наши предки прежде всего видели и ценили способность к душевному порыву, духовную суть познания, требования к которому постоянно повышались, всё усложняясь со временем. (11) Ум и знания двузначны. (12) Они могут быть и злыми и добрыми, а для русского человека ценен ум добрый. (13) Выходит, что в понятие о русском интеллигенте незаметно вошло народное представление о хорошем и умном.

(14) В поступательном развитии значений слова интеллигентный происходило последовательное вхождение в него культурной русской традиции... (15) Национальный оттенок русского представления об интеллигентности и состоит в непрерывающейся традиции народного отношения к человеку: в совместности доброго и умного, а значит, и хорошего, душевного, на которого можно положиться. (16) Очевидно, что народное сознание не спеша, но бесповоротно наполнило это слово своим особым содержанием, которого не оказалось ни в каком другом языке. (17) Мало ума — доброта нужна, душевная деликатность.

(По В. Колесову)

Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

1) Разговорная речь.

2) Публицистический стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Научный стиль.

Ответ: 4

Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 12-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

1) Союзы, частицы.

2) Вводные слова.

3) Личное местоимение, лексический повтор.

4) Наречия времени или места.

Ответ: 3

Задание 27. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) 8-е.    3) 13-е.

2) 12-е.    4) 17-е.

Ответ: 3

Задание 28. Какое из предложений соответствует схеме?

Image

1) 5-е.

2) 10-е.

3) 15-е.

4) 16-е.

Ответ: 4

Задание 29. Как связаны 1-я и 2-я части 4-го сложноподчинённого предложения?

1) Союз.

2) Союзное слово.

3) Союзное слово в придаточной части и указательное слово в главной части.

4) Указательное слово в главной части.

Ответ: 3

Задание 30. Укажите верную характеристику 10-го предложения.

1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какую?, относится в главной части к слову суть, присоединяется к главной части союзом (к) которому. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какого?, относится в главной части к слову познания, присоединяется к главной части союзом (к:) которому. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

3) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какого?, относится в главной части к слову познания, присоединяется к главной части союзным словом (к) которому. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

4) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное изъяснительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос к чему?, относится ко всей главной части, присоединяется к главной части союзом (к) которому. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

Ответ: 3

Вариант 2

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

1) Смысловые отношения между предикативными частями сложноподчинённого предложения выражаются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, а также интонации.

2) В главной части сложноподчинённого предложения могут употребляться указательные слова тот, такой, столько и т. д., которые указывают на то, что события или явления отражены в главной части неполно и что за главной частью следует придаточная.

3) Придаточные изъяснительные обычно относятся к сказуемому в главной части сложноподчинённого предложения и отвечают на вопросы косвенных падежей.

4) При неоднородном соподчинении придаточных они образуют ступенчатую зависимость: первая придаточная часть подчинена непосредственно главной, вторая придаточная часть подчинена первой и т. д.

Ответ: 4

Задание 2. Определите количество сложноподчинённых предложений в следующем тексте.

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял лёгкий лазурный купол. Но ещё долго курились зубчатые утёсы над стремнинами, пока не блеснуло наконец солнце. И тогда от тумана не осталось и следа. Небо раскрылось над горами во всей своей необъятности, далеко зазеленело в чистом воздухе волнистое плоскогорье. Ветер тянул с севера, но он был ласков, мягок. И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрывам, чтобы ещё раз взглянуть на море. Исполинская дымчатая тень в радужном ореоле пала от меня в густой пар под обрывом. Бесконечная, изрытая равнина сгустившихся облаков — целая страна белых рыхлых холмов — развернулась перед моими глазами.

1) 1.     3) 3.

2) 2.     4) 4.

Ответ: 2

Задание 3. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами стояла предвечная белизна снежных гор...

2) Потом мы уходили на берег, всегда совсем пустой, купались и лежали на солнце до самого завтрака.

3) И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

4) Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы.

Ответ: 3

Задание 4. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть поясняет всю главную.

1) Прямо подо мной, в солнечном свете, разнообразно круглились серо-зелёные и тёмно-зелёные верхушки сада, на которые так странно было глядеть сверху.

2) Когда же я медленно шёл дальше, вдоль пруда направо, луна опять тихо катилась рядом со мной над тёмными вершинами застывших в своей ночной красоте деревьев.

3) Во всём мире была такая тишина, что, казалось, я просыпался от чрезмерности этой тишины.

4) Необыкновенно высокий треугольник ели, освещённый луной только с одной стороны, по-прежнему возносился своим зубчатым остриём в прозрачное ночное небо, где теплилось несколько редких звёзд.

Ответ: 2

Задание 5. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть поясняет одно слово в главной.

1) Подрастая, всё внимательнее прислушивались мы к тому, что говорилось в нашем доме о Суходоле.

2) Двери вокзала хлопали в ночной пустоте особенно гулко, когда входили и уходили закутанные, занесённые снегом, с коптящими фонарями в руках, кондуктора товарных вагонов.

3) И вот я пошёл пешком, хотя до города было не менее тридцати вёрст.

4) Иногда она снимала туфельки, чтобы походить по траве, насладиться её нежной свежестью.

Ответ: 1

Задание 6. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной при помощи союза.

1) Все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом.

2) Но девушка слушала его и от волнения не понимала, что он ей говорит.

3) Но с какой радостью встрепенулись они, когда услыхали скрип проезжей телеги!

4) Приехав домой на каникулы, я решил, что настало и для меня время быть, как все.

Ответ: 4

Задание 7. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова.

1) Столь же древним казался на ней, на этой низменности, и тот каменный городок, куда в этот уже довольно поздний час шагом въехал на гнедом жеребце, припадавшем на переднюю правую ногу, высокий марокканец.

2) Вспоминая сказки, читанные и слышанные в детстве, до сих пор чувствую, что самыми пленительными были в них слова о неизвестном и необычном.

3) Восемь лет жили французы в Суходоле, оставались в нём, чтобы не скучно было Петру Кириллычу.

4) Затем, если идти от монастыря назад в город, по Долгой улице, то влево будут бедные и грязные улицы, спускающиеся к оврагам.

Ответ: 1

Задание 8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Тележка стоит против того леска, что открывался при зарницах.

2) Когда прошли эти каникулы, Пётр Кириллыч уже никуда не отправил ни Аркашу, ни Тонечку.

3) Пока жили французы в Суходольском доме, дом сохранял ещё жилой вид.

4) Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа.

Ответ: 1

Задание 9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дуя на меня.

2) В то лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору.

3) Мечтая о посвящении в рыцари, о роковом, как первое причастие, ударе палашом по плечу коленопреклонённого юноши с распущенными волосами, я чувствовал, как у меня мурашки бегут по телу.

4) Там, за опушкой, за стволами, из-под лиственного навеса, сухо блестел и желтел полевой простор, откуда тянуло теплом, светом, счастьем последних летних дней.

Ответ: 3

Задание 10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.

1) Когда часы нерешительно, точно раздумывая, пробили восемь, где-то завизжала и гулко хлопнула дверь.

2) И надо всеми этими хмурыми горами стояла такая тяжкая тишина заоблачного царства, которая исключала малейший признак жизни.

3) И вот в такую ночь, в тот поздний час, когда в городе не спал только один он, ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду.

4) В одиннадцатом часу вечера скорый поезд Москва — Севастополь остановился на маленькой станции за Подольском, где ему остановки не полагалось, и чего-то ждал на втором пути.

Ответ: 1

Задание 11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным места.

1) В голых, местами каменистых лугах, куда он спустился, было почти жарко.

2) Я гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки.

3) Не много нового узнал я и в имении сестры, где я всегда делаю остановку на пути к Родникам.

4) День и ночь, волнуя тягой в даль, туда, куда косяками тянутся теперь под сумрачным и холодным небом гуси, требовательно и призывно, грустно и вольно перекликаются в студёном, звонком воздухе паровозы.

Ответ: 4

Задание 12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным причины.

1) Чайка то летела, выпукло кренясь на острых крыльях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой реки.

2) Дон-Кихот, по которому я учился читать, картинки в этой книге и рассказы Баскакова о рыцарских временах совсем свели меня с ума.

3) Разразился ливень с оглушительными громовыми ударами и ослепительно-быстрыми, огненными змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу.

4) Он был во всех отношениях гораздо старше меня, потому что в каждом классе непременно сидел два года.

Ответ: 4

Задание 13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели.

1) Когда я гляжу в это облачное небо, меня всегда тянет уйти в его туманы, провести ночь в каком-нибудь пустом горном отеле...

2) Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и широкий коридор вековых сосен.

3) Мать верила всем существом своим, что милая, недолгая и печальная земная жизнь есть только приготовление к иной, вечной и блаженной.

4) Начало моей гимназической жизни было столь ужасно, как я и ожидать не мог.

Ответ: 2

Задание 14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным следствия.

1) А когда мы вбежали на балкон, под парусиновый навес, к чайному столу, освещённому свечами в колпачках, дождь уже лил как из ведра.

2) Останавливаясь, чтобы передохнуть, я подолгу смотрел в долины, слабо лиловевшие в деревьях далеко внизу.

3) Если мой невольный спутник отставал, он мгновенно растворялся в тумане.

4) Варенья было страшно много и всё разное, так что можно было подходить и пробовать, подходить и пробовать.

Ответ: 4

Задание 15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным условия.

1) С матерью, с которой, кстати сказать, он держался всегда почтительно и тонко, он чаще всего говорил по-французски.

2) И вышло так, что его большое воздействие на меня сказалось совсем в другом.

3) Жизнь моя стала довольно обычной гимназической жизнью, если не считать моей не совсем обычной впечатлительности.

4) Утро, когда мы с Глебочкой в первый раз пошли в гимназию, было солнечное.

Ответ: 3

Задание 16. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным уступки.

1) Был он с виду очень прост и добр, услужлив и неразговорчив, хотя с большой готовностью отзывался на всякое слово, обращённое к нему.

2) Подъезжая к ней по взгорью вдоль заливных лугов, я ещё издали увидел, что по западной стене дома, обращённой к ещё светлому закату, все окна в зале закрыты ставнями.

3) Я родился и рос совсем в чистом поле, которого даже и представить себе не может европейский человек.

4) В гимназии, сняв перчатки, тотчас вынимал носовой платок, чтобы только через него браться за дверную ручку, за стул перед кафедрой.

Ответ: 1

Задание 17. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным образа действия и степени.

1) На выезде, слева от шоссе, монастырь времён Алексея Михайловича, всегда закрытые ворота и крепостные стены, из-за которых блестят золочёные репы собора.

2) В доме было столько комнат, что я иногда путался в них.

3) Помню, как сладко спала вся усадьба в долгое послеобеденное время.

4) А сад за домом был, конечно, наполовину вырублен, хотя всё ещё красовалось в нём много вековых лип, клёнов, серебристых итальянских тополей, берёз и дубов.

Ответ: 2

Задание 18. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным сравнения.

1) В сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зелёные звёзды.

2) Свет луны, слегка розоватый, всё же так ярко озарял перевалы невысоких гор, покрытых низкорослым южным лесом, что глаз ясно различал их до самих горизонтов.

3) Я часто простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве.

4) И всё-таки тут он просто врал себе или, вернее, старался жить выдуманными чувствами, как жили тысячи прочих.

Ответ: 4

Задание 19. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

1) Ух, как зловеще шумел невидимый лес в те чёрные, непроглядные ночи, когда пошли ноябрьские дожди, когда стали они лить по ночам без перерыва.

2) Лесок от зарева стал теперь чёрным и весь зыбко дрожит, как дрожит и всё поле перед ним в сумрачно-красном трепете от того жадно несущегося в небе пламени, которое, несмотря на даль, полыхает с бегущими в нём тенями дыма...

3) Это не юг, не степь, где пасутся отары в десятки тысяч голов, где по часу едешь по селу, по станице, дивясь их белизне, чистоте, многолюдству, богатству.

4) А та противоположность чувств и представлений, которую он поселял во мне, проистекала из того, что для своих рассказов он чаще всего избирал, совсем не считаясь с моим возрастом, всё, кажется, наиболее горькое и едкое из пережитого им.

Ответ: 2

Задание 20. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.

1) А теперь стоит серая толпа, которую навсегда выгоняет на край света не прихоть казацкая, а нищета, эти жёлтые пески, что сверкают за рекою.

2) Когда старик стал чистить картошки, запахло так вкусно, что я попросил и себе парочку.

3) И тотчас же стало видно, что в лесу уже светлая, лунная ночь, что поляна освещена сияющим месяцем.

4) Я думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов, скачущих по двору его усадьбы.

Ответ: 3

Задание 21. Укажите сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением придаточных.

1) Колокольчик однообразным дорожным напевом говорил о долгом пути, о том, что прошлое отжито, что впереди — новая жизнь.

2) Но оказалось, что он даже и представить себе не мог, до чего жутка лесная жизнь.

3) И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти всё то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым.

4) Если залезть туда, нырнув под ворота, можно заслушаться, как шарит, шуршит по ней, носится вокруг неё ветер.

Ответ: 4

Задание 22. Какое из предложений на с. 46 соответствует представленной схеме?

Image

1) А во времена нашего детства случилась такая ссора между Суходолом и Лунёвым, что чуть не десять лет не переступала нога отца родного порога.

2) Ливень, верно, не захватил Трошина леса, что темнел далеко за садом, на косогорах за оврагами.

3) Галки, чуя, что всё-таки скоро весна, болтали нервно, оживлённо.

4) Что пора возвращаться к жизни с новыми и даже удвоенными силами, чувствовали все.

Ответ: 3

Задание 23. Какая из схем отвечает предложению?

И, бродя в праздничные дни с Глебочкой по городу, замечал, что рост мой почти равен росту среднего прохожего, что только моя отроческая худоба, стройность да тонкость и свежесть безусого лица отличают меня от этих прохожих.

Image

Ответ: 1

Задание 24. Укажите верный вариант характеристики предложения.

Наступал один из тех безмятежных вечеров начала лета, когда в полях царит какая-то особенная полнота мира, красоты, благоденствия.

1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос каких?, относится к указательному в главной части слову тех, присоединяется к главной части союзом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос каких?, относится к указательному в главной части слову тех, присоединяется к главной части союзным словом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

3) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какого?, относится к существительному лета в главной части, присоединяется к главной части союзным словом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

4) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное обстоятельственное времени обозначает время действия, названного в главной части, отвечает на вопрос когда?, относится ко всей главной части, присоединяется к главной части союзным словом когда. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

Ответ: 2

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 30.

(1) «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе».

(2) Наверное, вы уже догадались, как называют успешно закончившееся вооружённое восстание, приведшее к устранению прежней власти и установлению власти самих участников этого выступления. (3) Конечно, это революция или восстание. (4) Причём нередко с добавлением различных «хороших» прилагательных типа народный, справедливый, неизбежный, долгожданный...

(5) Очевидно, что в содержании слова есть не только такие элементы, которые отражают сущность обозначенного словом явления. (6) В содержание многих слов может входить ещё и оценка явления, положительная или отрицательная. (7) Легко заметить, что в слове мятеж эта оценка отрицательная, а в слове восстание — положительная. (8) Что же касается не оценки, но сущности называемых понятий, то русские слова мятеж и восстание полностью совпадают, они синонимичны.

(9) Об одном и том же человеке можно сказать, что он разведчик, если он добывает информацию о нашем враге, и шпион, если он добывает информацию о нас для нашего врага. (10) Об одном и том же состоянии общества можно сказать, что это стабильность, если это состояние нам нравится, и застой, если это состояние нам не нравится. (11) Одно и то же свойство можно назвать смелостью, если оно нам нравится, и дерзостью, если оно нам не нравится, и даже наглостью или нахальством. (12) Примеров таких различий между словами, которые относятся исключительно к оценке явлений, в русском языке довольно много.

(По И. Милославскому)

Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

1) Разговорная речь.

2) Публицистический стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Научный стиль.

Ответ: 4

Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 6-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

1) Лексические повторы.

2) Вводные слова.

3) Союзы, частицы, местоимения.

4) Наречия времени или места.

Ответ: 1

Задание 27. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) 1-е.    3) 3-е.

2) 2-е.    4) 6-е.

Ответ: 2

Задание 28. Какое из предложений соответсвует схеме?

1) 5-е.

2) 7-е.

3) 8-е.

4) 9-е.

Image

Ответ: 1

Задание 29. Как связаны 1-я и 2-я части сложноподчинённого 7-го предложения?

1) Союз.

2) Союзное слово.

3) Союзное слово в придаточной части и указательное слово в главной части.

4) Указательное слово в главной части.

Ответ: 1

Задание 30. Укажите верную характеристику 12-го предложения.

1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос каких?, относится в главной части к слову примеров, присоединяется к главной части союзом которые. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос какими?, относится в главной части к слову словами, присоединяется к главной части союзом которые. Придаточная часть отделяется от главной запятой.

3) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное определительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос каких?, относится в главной части к слову различий, присоединяется к главной части союзным словом которые. Придаточная часть отделяется от главной двумя запятыми.

4) Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. Придаточное изъяснительное обозначает признак предмета, о котором говорится в главной части, отвечает на вопрос чего?, относится ко всей главной части, присоединяется к главной части союзом которые. Придаточная часть отделяется от главной двумя запятыми.

Ответ: 3