Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 14.

(1) Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2) Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4) Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5) Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6) Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7) Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны.

(8) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9) А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10) На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья.

(11) Хотелось пить. (12) Флягу он оставил в кабине.

(13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14) — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15) — Скоро вечер. (16) Пожалуй, запоют соловьи.

(17) Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18) Он плакал, не скрываясь. (19) Он плакал и думал, что имеет на это право. (20) Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21) — За одну минуту... — сказал он медленно и остановился. (22) — За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23) За одну минуту!

(24) Голова у него кружилась. (25) В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26) — Ко мне!

(27) Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28) Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, — бежала к нему.

(29) Она задыхалась. (30) Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31) Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32) Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33) — Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34) — Да. (35) Я оттуда.

(36) — Я помогу вам. (37) Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38) Лётчик протянул ей руку. (39) Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40) — Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41) — Ты — земля! (42) Ты — радость!

(43) У него всё время кружилась голова.

(44) — Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45) — Вы обопритесь на меня. (46) Я сильная.

(47) Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки, все в веснушках, и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик заплакал?»

1) — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника.

2) — Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу.

3) Он плакал и думал, что имеет на это право.

4) Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

Ответ: 4

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) А над боярышником и дроком просвечивало небо.

2) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.

3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.

4) Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки, все в веснушках, и ласково потрепал их.

Ответ: 2

3. Из 28-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

Ответ: изгнанной

4. Из 38 — 40-го предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение, присоединение».

Ответ: прижалась

5. Из 7 — 8-го предложений выпишите слово, в котором правописание н/нн в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие.

Ответ: разбросаны

6. Замените разговорное слово затрещала в 13-м предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: закричала (запела)

7. Замените словосочетание железный комок, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: комок из железа

8. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения.

Ответ: звук заставил

9. Среди 8 — 14-го предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 13

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую при вводном слове.

Пожалуй, (1) запоют соловьи. Он плакал, (2) не скрываясь. Он плакал и думал, (3) что имеет на это право.

Ответ: 1

11. Укажите количество грамматических основ в 32-м предложении.

Ответ: 2

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Где-то далеко, (1) почти на самом краю земли, (2) прокричал петух, (3) а в кустах затрещала, (4) вертясь, (5) какая-то крошечная птица с красным горлом. На нём застыли на той страшной высоте, (6) где он только что был, (7) облака, (8) похожие на розовые перья.

Ответ: 6, 7

13. Среди 27 — 32-го предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 30

14. Среди 27 — 32-го предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 31

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 14.

(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», — японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра — любование.

(4) Так вот — любование. (5) В этом, видимо, весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что, если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, — это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое. (8) Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, но этого не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(9) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, — у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (10) «Господи, — говорил я, — такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!»

(11) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (12) Любоваться. (13) Созерцать, исцеляя душу. (14) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты... (15) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость.

(По В. Солоухину)

Ответами к заданиям 1 — 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Секрет постижения красоты в активном воздействии на неё.

2) Изучение природы — дело специалистов.

3) Любование красотой природы — бесполезное занятие.

4) Природой надо любоваться неторопливо.

Ответ: 4

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов.

2) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое.

3) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть.

4) Любоваться. Созерцать, исцеляя душу.

Ответ: 4

3. Из 8-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

Ответ: взглянуть

4. Из 15-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».

Ответ: приносит

5. Из 9-го предложения выпишите глагол, в котором правописание безударного личного окончания является исключением из правила.

Ответ: видел

6. Замените книжное слово возроптали во 2-м предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: пожаловались (возмутились)

7. Замените словосочетание уголок леса, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: лесной уголок

8. Выпишите грамматическую основу 14-го предложения.

Ответ: надо остановиться

9. Среди 1 — 8-го предложений найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 8

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую при вводном слове.

Согласитесь, (1) что, (2) если человека привезти на берег моря, (3) показать ему катящиеся валы прибоя, (4) а через минуту увезти от моря подальше, (5) — это одно.

В этом, (6) видимо, (7) весь секрет постижения красоты.

Ответ: 6, 7

11. Укажите количество грамматических основ в 9-м предложении.

Ответ: 2

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Весь комплекс моря с его синевой, (1) запахом, (2) шелестением или грохотом волн, (3) волнующей игрой красок, (4) с необъятным простором, (5) с корабликами, (6) проплывающими вдали, (7) с чайками и облаками — всё это наполнит вас, (8) очистит, (9) облагородит, (10) останется навсегда, (И) но этого не произойдёт, (12) разумеется, (13) если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

Ответ: 11

13. Среди 1 — 8-го предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 6

14. Среди 9 — 15-го предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 15