Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Творческие задания
Готовимся к изложению

Микротема

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Микротема — это наименьшая составная часть общей темы текста.

Все микротемы подчинены общей теме текста, раскрывают её.

В одном абзаце, как правило, раскрывается одна микротема. При написании сжатого изложения необходимо сохранить все микротемы текста.

Задание 1. Прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому». Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться — от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом.

Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле. Но парашютику одуванчика я — представьте себе — всё еще удивляюсь. Я и пишу-то это, может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомлённый взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькания (телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы, телефонные диски — весь мелькающий мир, когда он мчится и завихряется вокруг вас или когда вы мчитесь сквозь него со скоростью автомобиля, поезда, самолёта) и остановили бы его, свой утомлённый взгляд, на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки. Или на парашюте одуванчика.

Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну»?) и дунули на него. Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, начинают наискось падать, опускаться на землю. И пока вы следите за ними, пока они летят, сначала беленькие и чёткие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зелёной травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас. Проклюнется из мёртвого холода слабый первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена.

(По В. Солоухину)

Задание 2. Прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Я веду на петербургском радио передачу «Говорите по- русски». На первый взгляд, этот призыв не имеет никакого смысла, поскольку он адресован людям, которые и так говорят именно по-русски. Между тем, прислушавшись и присмотревшись к тому, как вокруг говорят и пишут по-русски, легко впасть в уныние и решить, что с великим русским языком покончено. Это, конечно, не так. В любые времена были люди, блестяще владеющие родным языком, и те, кто изъяснялся на нём с трудом. Речь не о том, чтобы раз и навсегда расправиться с языковыми ошибками — такой задачи не решить и сотне передач по всем каналам радио. Я просто хотел побудить слушателей внимательнее относиться к своей речи.

В последнее время в газетах и по телевидению мелькает выражение «светская хроника». Под такой рубрикой подаётся обычно информация о разнообразных приёмах, балах, презентациях и прочем в том же духе. Кинорежиссёры и президенты компаний, знаменитые хоккеисты, фотомодели и депутаты Государственной думы в безукоризненных костюмах предаются радостям «светской жизни». Журналист, а чаще журналистка, чуть ли не с поклоном подбегает к «светскому льву» и просит сказать несколько слов в микрофон. «Лев», для приличия покапризничав, произносит эти самые слова. И сразу становится ясно, что под маской льва скрывается совсем другое существо, что никакой он не светский человек, а простой парень, едва окончивший три класса начальной школы и при этом связавшийся с дурной уличной компанией.

Можно ли научиться говорить? Конечно, можно. Но для этого надо учиться. Чему именно? Какой должна быть хорошая русская речь? Какими свойствами должна она обладать? Каким критериям должна удовлетворять? В передаче я пытаюсь ответить на эти вопросы.

(По П. Клубкову)

Задание 3. Прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

На земле давным-давно открыты все материки и острова. «Колумбы» ушли в звездолётчики. И всё же открытие земли продолжается. Это уже иные открытия — в сфере психологии самой земли, её, скрытых от глаз, переживаний. Вот таким великим психологом земной жизни — её трав, зверья, природы как мощного двигателя человеческой души — был и остаётся Пришвин. В жизни мы проходим мимо удивительных вещей, как бы не замечая их, дни у нас часто похожи один на другой, как близнецы. Пришвин возвращает нам красоту обыденной жизни, красоту окружающей нас природы.

Поэтическая детскость видения мира людей, мира вещей — вот что выделяет (но не отделяет) Пришвина среди русских писателей. Ведь и «ребёнка в себе» берёг он для этого «детского» вызнавания обо всём, вечно удивлённого — «что это?». Отсюда и проникновенное внимание к мелочам: в мире пришвинского слова всё важно, значимо — и запоздалый ручей, и белые, чуть «побольше моли, бабочки», и двойное небо, и мастерская дятла, и многое другое. И душа, например, только что проклюнувшегося листа, и душа человеческая уравнены в своём значении. Он знал, что мир огромен даже в самой малой своей малости, и шёл к людям от природы и через природу: она — посредник между прозой жизни и поэзией сердца.

Вся жизнь для Пришвина — праздник и подвиг. Всё у него — от муравьёв и зверушек и до человека — в своей общей совокупности и составляет красоту, увиденную жизнью большого человеческого сердца. Не потому ли для нас так важно сберегать и помнить всё пришвинское и постигать творческую линию поведения по-пришвински, с вершин поэзии?

(По В. Цыбину)