Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Творческие задания
Готовимся к сочинению

Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова

Основу сочинения может составлять размышление над значением слова. Обычно для рассуждения предлагаются абстрактные существительные, обозначающие какие-либо качества человека: благородство, доброта, совесть, честь и др.

Сформулировать значение слова можно различными способами:

1) подобрать синоним (синонимы): Что такое благородство? Я думаю, что это великодушие, достоинство человека1,

2) перечислить основные признаки понятия: Благородство — это совокупность многих качеств человека, среди которых надо особо выделить душевную чистоту, высокую нравственность и доброту,

3) описать типичное поведение, поступки, в которых проявляется это понятие: Мне кажется, благородство человека заключается в умении уважать людей, дарить благо окружающим, не думая о себе.

Задание 1. Напишите, как вы понимаете значение приведённых слов.

Доброта ...

Искренность ...

Доблесть ...

Совесть ...

Честь ...

Справедливость ...

Долг ...

Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова

Image

Задание 2. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Лапти», а затем сочинение на тему «Что такое человечность?». Выделите в тексте сочинения абзацы в соответствии с приведённой выше схемой.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребёнок. И в жару, в бреду он часто плакал и всё просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать вёрст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, — Нефёд принёс соломы на топку, свалил её на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит...

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнём горит.

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — всё в снегу, всё обмёрзло... И вдруг твёрдо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— Как добывать?

— В Новосёлки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новосёлок шесть вёрст! Где ж в такой ужас дойти!

Ещё подумал.

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушёл. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошёл, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерилось — Нефёда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донёс. Обыдёнкой в такую погоду не вернёшься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его всё-таки не было, ночь была ещё страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила её на пол, за отвал кровати. Ребёнок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привёзшие мёртвое тело, — белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек... Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жильё...

За пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.

Сочинение

Слово «сострадание» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, почувствовать чужую боль, как свою. Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нём видели и уважали человека. В рассказе И. А. Бунина можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Крестьянин Нефёд не может остаться равнодушным к страданиям больного ребёнка и его матери, поэтому, несмотря на страшную вьюгу, отправляется за «красными лаптями». На первый взгляд может показаться, что это глупый, бессмысленный поступок. Однако автор показывает, что смерть героя не была напрасной и волею случая помогла спастись заблудившимся путникам. Проявления сострадания мы встречаем и в повседневной жизни. Например, наша семья помогает женщине, живущей по соседству, потому что она одинокий пожилой человек, нуждающийся в заботе. Таким образом, «сострадание» — это одно из тех слов, которые учат нас любить людей, помогать им. Проявляя сострадание, каждый из нас становится чище и лучше — становится настоящим Человеком.

Задание 3. Прочитайте рассказ Владимира Крупина «Молитва матери». Как вы понимаете значение слова любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент возьмите из прочитанного текста, а другой — из вашего жизненного опыта.

«Материнская молитва со дна моря достанет» — эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно и за многие века подтверждена бесчисленными примерами?

Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним недавно. Он рассказал его, как будто всё так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.

На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к её сыну. Исповедать. Назвала адрес.

— А я очень торопился, — сказал отец Павел, — ив тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А ещё через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко: я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: «Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла». А на стене её фотография среди других. Я показываю на фото, говорю: «Вот именно эта женщина просила вас навестить». Он с таким вызовом: «Значит, вы с того света за мной пришли?» — «Нет, — говорю, — пока с этого. А вот то, что я тебе скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм». — «А если не приду?» — «Придёшь: мать просит. Это грех — родительские слова не исполнять».

И он пришёл. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла. Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.

— А вечером я в последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого тёмный. Очень благодарила и сказала, что сын её прощён, так как раскаялся и исповедался, и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошёл по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.

Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было дано знать время смерти сына. Значит, и там её молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно — умереть без покаяния, без причастия. И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала всё, чтобы участь эта миновала сына. Она

достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы.

Задание 4. Прочитайте текст. Объясните, как вы понимаете значение слова благородство? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое благородство?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент возьмите из прочитанного текста, а другой — из вашего жизненного опыта.

Трёхлетний Максим и двухлетний Димка жили в одном из сёл Алтайского края. Папы они никогда не видели. Впрочем, и мать тоже видели нечасто — женщина оставляла сыновей одних, убегая на свидание к очередному кавалеру. Как-то раз соседка заметила, что матери долго не видно возле дома, и позвонила в полицию. На вызов приехала группа, в составе которой, помимо сотрудника по делам несовершеннолетних, был и прапорщик полиции Сергей Шараухов, четырежды побывавший в горячих точках.

— Когда мы зашли в дом, сердце сжалось, — вспоминает Сергей. — Я повидал многое, но чтобы такое и в наши дни! В выстывшем домишке выбито окно, которое трёхлетний Максим затыкал вещами, чтобы не дуло. А ведь на дворе март! Ни подушек, ни штор, ни продуктов. Старший из мальчиков, Максимка, экономил единственную булку, которая у них с братом была: давал Диме чуть-чуть погрызть хлебушка, а потом прятал буханку — не знал, сколько им придётся ещё сидеть одним. Чтобы согреть братишку, завернул его в матрасы.

У меня в голове сразу пронеслось — «заберу их», а вслух спросил: «Поедете ко мне?» Но они тогда испугались.

— У меня по рукам бегут мурашки и слёзы наворачиваются... Тут невозможно остаться равнодушным... — до сих пор волнуясь, запинается Сергей.

Оказалось, что братья просидели в холодном доме шесть дней. Если бы не бдительность соседки, неизвестно, спасли бы их. Мальчишек сразу отвезли в больницу: подлечить, отмыть и, конечно, накормить. Сергей же позвонил жене Елене и рассказал о найдёнышах. Наутро они уже вместе поехали навестить мальчишек в больницу, набрав фруктов и игрушек.

— Я сразу поняла, что это серьёзно, как только Серёжа позвонил, — говорит Елена. — Нашему маленькому сыну тогда только годик исполнился. И три дочки... Придя домой, муж просто места себе не находил. Сидит, молчит, сам в своих мыслях. «Давай их заберём, Лен!» — это уже и не обсуждалось.

Супруги сразу купили ребятишкам одежды — у них совсем ничего не было. Лена с годовалым ребёнком на руках обошла все кабинеты и отстояла не одну очередь, чтобы собрать бумаги на усыновление. Мамой и папой Сергея и Лену ребятишки стали называть ещё в больнице. Сейчас Максиму 5 лет, Диме — 4. Макс рассуждает как взрослый. Во всём копирует папу Серёжу, говорит: «Знаешь, мама, я буду как наш папа. У меня будет большая семья, дом, и я никогда не брошу своих детей!»

(Источник: http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/ udivitelneishaja-istorija-o-blagorodnom-postupke.html)

Композиция сочинения-рассуждения с объяснением смысла цитаты

Image

Задание 5. Прочитайте басню Г. Кокорина, а затем сочинение-рассуждение над смыслом финала произведения. Выделите в тексте сочинения абзацы в соответствии с приведённой выше схемой.

Гордость

(1) Над одной горной рекой, которая текла с гор с громадной скоростью, вся бурля и пенясь, стояла крупная скала. (2) «Как я красива, стройна, величественна, — думала она. (3) — Никто не сможет одолеть меня, так я сильна и могущественна! (4) И мне ещё смеют предлагать дружбу свою какие-то мелкие пташки, порхающие вокруг, да серые мышки, бегающие по мне! (5) Да я не приму, может, дружбу и льва, а не только вашу, ибо я так могуча и мне никто не нужен!»

(6) Так шли годы, и ничего не менялось. (7) Так же стояла скала, и у подножия её так же бурлила река. (8) Прошли десятилетия.

(9) Вода, ветер, солнце, мороз и растительность — всё это подточило силы скалы, и однажды утром она рухнула в бурлящую реку, рассыпавшись на кучу обломков. (10) Река подхватила их и, кувыркая по дну, понесла к синему морю, чтобы они там рассказали, как была величественна скала.

(11) Об этом месте, где была скала, теперь ничего не напоминает, да и скалу никто не вспоминает. (12) А зачем?

(Г. Кокорин)

Задание к сочинению: в сочинении-рассуждении объясните, как вы понимаете смысл финала басни.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

Сочинение

Текст Кокорина заканчивается фразой о том, что никто не вспоминает скалу, некогда гордо возвышавшуюся над рекой. Финал этой басни я понимаю так: чересчур гордые, эгоистичные люди проживают бесполезную жизнь. Своё мнение я могу подтвердить примерами из текста. Так, в предложениях 2 — 3 автор высмеивает такой человеческий порок, как самолюбование: «Как я красива, стройна, величественна... Никто не сможет одолеть меня, так я сильна и могущественна!» Действительно, эгоистичные люди, любуясь собой, вообще не думают об окружающих. Неудивительно, что эти люди часто остаются одиноки. Как это происходит, показано в предложениях 4 — 5:

«Да я не приму, может, дружбу и льва... ибо я так могуча и мне никто не нужен!» Таким образом, автор показывает, что, пренебрегая окружающими, гордецы сами обрекают себя на одиночество. Итак, если человек всю жизнь думал только о себе и своём величии, то после его смерти не останется тех, кто сохранил бы память о нём. Действительно, незачем вспоминать тех, кто никому не сделал добра.

Задание 6. Прочитайте басню Г. Кокорина. Объясните, как вы понимаете смысл её заглавия.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Уровень учителя

(1) В одном зоопарке исчезли слоны с огороженной площадки, где они жили. (2) Служитель, который кормил их, заметил, что в последнее время они начали в два раза меньше есть, стали меньше ростом. (3) Ветеринар не нашёл у них никаких болезней, но слоны продолжали уменьшаться в размерах, а однажды утром их вообще не нашли. (4) Служитель увидел только стайку мышей, разбежавшихся при его появлении. (5) А дело было так.

(6) Одним утром к слонам заглянула в гости мышь. (7) Это была не обыкновенная серенькая мышка, нет. (8) Это был авторитет в мышином царстве. (9) Она прочла им лекцию о вреде обжорства для организма.

(10) — Вот смотрите, я съела кусочек и сыта, а вы едите вёдрами пищу и потому такие неповоротливые, неуклюжие! (11) Берите пример с меня. (12) Я научу вас жить!

(13) Слоны поверили мыши. (14) Она стала учить их жить. (15) Остальное вы уже знаете.

(Г. Кокорин)

Задание 7. Прочитайте сказку Ф. Кривина. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения: «Вот как режут Правду!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Полуправда

(1) Купил Дурак на базаре Правду. (2) Удачно купил, ничего не скажешь. (3) Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил и — пошёл.

(4) Но легко сказать — пошёл! (5) С Правдой-то ходить — не так просто. (6) Кто пробовал, тот знает. (7) Большая она, Правда, тяжёлая. (8) Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесёшь?

(9) Тащит Дурак свою Правду, мается. (10) А бросить жалко. (11) Как-никак, за неё заплачено.

(12) Добрался домой еле жив.

(13) — Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.

(14) Объяснил ей Дурак всё, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.

(15) Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как её приспособить в хозяйстве.

(16) Крутили и так и сяк, ничего не придумали. (17) Даже поставить Правду, и то негде. (18) Что ты будешь делать — некуда Правду деть!

(19) — Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. (20) Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. (21) Всё равно толку от неё никакого.

(22) Потащился Дурак на базар. (23) Стал на видном месте, кричит:

(24) — Правда! (25) Правда! (26) Кому Правду — налетай!

(27) Но никто на него не налетает.

(28) — Эй, народ! — кричит Дурак. (29) — Бери Правду — дёшево отдам!

(30) — Да нет, — отвечает народ. (31) — Нам твоя Правда ни к чему. (32) У нас своя Правда, не купленная.

(33) Но вот к Дураку один Торгаш подошёл. (34) Покрутился возле Правды, спрашивает:

(35) — Что, парень, Правду продаёшь? (36) А много ли просишь?

(37) — Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. (38) — Отдам за спасибо.

(39) — За спасибо? — стал прикидывать Торгаш. (40) — Нет, это для меня дороговато.

(41) Но тут подоспел ещё один Торгаш и тоже стал прицениваться.

(42) Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. (43) На том и сошлись.

(44) Разрезали Правду на две части. (45) Получились две полуправды, каждая и по легче, и поудобнее, чем целая была. (46) Такие полуправды — просто загляденье.

(47) Идут торгаши по базару, и все им завидуют. (48) А потом и другие торгаши, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.

(49) Режут торгаши правду, полуправдой запасаются.

(50) Теперь им куда легче разговаривать между собой.

(51) Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер». (52) Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазёром.

(53) И даже нашего Дурака теперь никто дураком не назовёт.

(54) О дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».

(55) Вот как режут Правду!