Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017
Синтаксис
Учимся работать над проектом
Проект Участвуем в конкурсе проектов
Что такое проект?
Проект — это особый вид учебной деятельности, когда ученики вместе выбирают тему, определяют цель и задачи, совместно разрабатывают план действий и реализуют его, а затем представляют свою работу классу и оценивают её результаты.
Зачем нужны проекты?
Работая над проектом, мы учимся применять полученные знания на практике.
Какие бывают проекты?
1. Практические — направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта — конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т. п.
2. Исследовательские — предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений.
3. Информационные — направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т. п.).
4. Творческие — результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.
5. Игровые — предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т. п.).
Паспорт проекта
Основным документом, описывающим разрабатываемый проект, является паспорт проекта, который содержит следующую информацию:
1. Название проекта.
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины.
3. Тип проекта.
4. Цель проекта.
5. Задачи проекта.
6. Руководитель и консультанты проекта.
7. Возраст участников проекта.
8. Состав проектной группы (имена и фамилии участников).
9. Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).
10. Предполагаемые продукты проекта.
11. Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные).
12. Необходимое оборудование и ресурсы.
Рассмотрим пример работы над конкретным проектом.
Проект «Участвуем в конкурсе проектов»
I этап. Определение темы и цели
/ Найдите информацию о предстоящих конкурсах ученических проектов (побеседуйте с учителем, изучите информацию в Интернете).
/ Внимательно изучите правила участия в конкурсе: обратите внимание на сроки проведения и подачи заявок, на требования к оформлению проектных работ и др.
/ Определите тему и цель проекта. (Над каким вопросом вы будете работать? Какого результата хотите достичь?) / Определите тип проекта по виду деятельности (исследовательский, практический, информационный, творческий, игровой).
/ Определите тип проекта по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой).
/ Обсудите свои идеи с руководителем, с членами проектной группы.
Это важно!
1. Где проводится конкурс? (Школьный, районный, городской, областной, всероссийский, международный.)
2. По каким учебным предметам проводится конкурс?
3. Каковы сроки проведения конкурса и подачи заявок?
4. Какова форма проведения? (Заочная (дистанционная) или требуется личное участие.)
5. Каковы правила участия в конкурсе?
6. Какие требования предъявляются к оформлению проектов и сопроводительных документов?
7. Внимание! Участие в конкурсе может быть платным.
Ежегодные конкурсы для учащихся
/ Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». Издательский дом «Первое сентября» (www.lseptember.ru).
/ Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки». Центр дистанционной поддержки учителей «Академия Педагогики» (pedakademy. ru).
/ Творческие и исследовательские проекты учащихся (вконкурсе.рф)
/ Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку «Светозар» (www.svetozar.ru).
/ Конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех» (www.rm.kirov.ru).
II этап. Планирование работы
/ Поставьте задачи для достижения цели. (Определите, что необходимо сделать для достижения цели проекта.)
/ Определите, как, какими способами будете решать эти задачи.
/ Спланируйте время работы над проектом. (Когда вы будете это делать? К какому сроку нужно закончить работу?)
/ Подготовьте план работы над проектом.
III этап. Реализация проекта
/ Работайте в группах или индивидуально по плану.
/ Совместно преодолевайте возникающие трудности.
/ При необходимости вносите изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).
IV этап. Презентация (представление) проекта
/ Оформите и представьте результаты вашей работы (рисунки, плакаты, слайд-шоу, газеты, сборники статей, спектакли и т. д.) в соответствии с требованиями конкурса.
V этап. Осмысление и оценка проекта
/ Обсудите, что было сделано хорошо, что требует доработки.
/ Оцените результат работы.
Темы проектов для самостоятельного выполнения
1. Союз или союзное слово? (Способы разграничения, упражнения, тесты.)
2. Простое или сложное? (Сложные случаи разграничения простых предложений с однородными сказуемыми и сложносочинённых предложений.)
3. Синтаксическая синонимия сложноподчинённых и простых осложнённых предложений.
4. Запятая в предложениях со словом как.
5. Тире в сложносочинённом предложении.
6. Нужна ли запятая? (В каких случаях не ставится запятая между частями сложносочинённого предложения, между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.)
7. Запятая, двоеточие или тире? (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.)
8. Схемы бывают разные. (Сопоставление различных способов схематического изображения структуры сложного предложения.)
9. История знаков препинания в русском языке.
10. Необычные знаки препинания. (Авторская пунктуация в произведениях писателей.)