Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Учимся работать над проектом
Проект Участвуем в конкурсе проектов

Что такое проект?

Проект — это особый вид учебной деятельности, когда ученики вместе выбирают тему, определяют цель и задачи, совместно разрабатывают план действий и реализуют его, а затем представляют свою работу классу и оценивают её результаты.

Зачем нужны проекты?

Работая над проектом, мы учимся применять полученные знания на практике.

Какие бывают проекты?

1. Практические — направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта — конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т. п.

2. Исследовательские — предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений.

3. Информационные — направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т. п.).

4. Творческие — результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.

5. Игровые — предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т. п.).

Паспорт проекта

Основным документом, описывающим разрабатываемый проект, является паспорт проекта, который содержит следующую информацию:

1. Название проекта.

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины.

3. Тип проекта.

4. Цель проекта.

5. Задачи проекта.

6. Руководитель и консультанты проекта.

7. Возраст участников проекта.

8. Состав проектной группы (имена и фамилии участников).

9. Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).

10. Предполагаемые продукты проекта.

11. Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные).

12. Необходимое оборудование и ресурсы.

Рассмотрим пример работы над конкретным проектом.

Проект «Участвуем в конкурсе проектов»

I этап. Определение темы и цели

/ Найдите информацию о предстоящих конкурсах ученических проектов (побеседуйте с учителем, изучите информацию в Интернете).

/ Внимательно изучите правила участия в конкурсе: обратите внимание на сроки проведения и подачи заявок, на требования к оформлению проектных работ и др.

/ Определите тему и цель проекта. (Над каким вопросом вы будете работать? Какого результата хотите достичь?) / Определите тип проекта по виду деятельности (исследовательский, практический, информационный, творческий, игровой).

/ Определите тип проекта по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой).

/ Обсудите свои идеи с руководителем, с членами проектной группы.

Это важно!

1. Где проводится конкурс? (Школьный, районный, городской, областной, всероссийский, международный.)

2. По каким учебным предметам проводится конкурс?

3. Каковы сроки проведения конкурса и подачи заявок?

4. Какова форма проведения? (Заочная (дистанционная) или требуется личное участие.)

5. Каковы правила участия в конкурсе?

6. Какие требования предъявляются к оформлению проектов и сопроводительных документов?

7. Внимание! Участие в конкурсе может быть платным.

Ежегодные конкурсы для учащихся

/ Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». Издательский дом «Первое сентября» (www.lseptember.ru).

/ Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки». Центр дистанционной поддержки учителей «Академия Педагогики» (pedakademy. ru).

/ Творческие и исследовательские проекты учащихся (вконкурсе.рф)

/ Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку «Светозар» (www.svetozar.ru).

/ Конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех» (www.rm.kirov.ru).

II этап. Планирование работы

/ Поставьте задачи для достижения цели. (Определите, что необходимо сделать для достижения цели проекта.)

/ Определите, как, какими способами будете решать эти задачи.

/ Спланируйте время работы над проектом. (Когда вы будете это делать? К какому сроку нужно закончить работу?)

/ Подготовьте план работы над проектом.

III этап. Реализация проекта

/ Работайте в группах или индивидуально по плану.

/ Совместно преодолевайте возникающие трудности.

/ При необходимости вносите изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).

IV этап. Презентация (представление) проекта

/ Оформите и представьте результаты вашей работы (рисунки, плакаты, слайд-шоу, газеты, сборники статей, спектакли и т. д.) в соответствии с требованиями конкурса.

V этап. Осмысление и оценка проекта

/ Обсудите, что было сделано хорошо, что требует доработки.

/ Оцените результат работы.

Темы проектов для самостоятельного выполнения

1. Союз или союзное слово? (Способы разграничения, упражнения, тесты.)

2. Простое или сложное? (Сложные случаи разграничения простых предложений с однородными сказуемыми и сложносочинённых предложений.)

3. Синтаксическая синонимия сложноподчинённых и простых осложнённых предложений.

4. Запятая в предложениях со словом как.

5. Тире в сложносочинённом предложении.

6. Нужна ли запятая? (В каких случаях не ставится запятая между частями сложносочинённого предложения, между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.)

7. Запятая, двоеточие или тире? (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.)

8. Схемы бывают разные. (Сопоставление различных способов схематического изображения структуры сложного предложения.)

9. История знаков препинания в русском языке.

10. Необычные знаки препинания. (Авторская пунктуация в произведениях писателей.)