Русский язык: грамматика: 5 — 11 классы - М.В. Федорова 2011

Ошибки в сочинениях и изложениях
Грамматические ошибки

     В сочинениях и изложениях могут быть допущены речевые и грамматические ошибки. Обратите внимание на наиболее часто встречающиеся виды ошибок и постарайтесь предупредить их появление в своих работах.

1 Классификация ошибок приведена по книге В. Н. Ивлевой «Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы». СПб., 1997.

     Г1 — Ошибка в образовании слова, несуществующее слово.

              Его ватник был зашит большими шовками.

              (Надо: Его ватник был зашит большими стежками).

              Французы, отступили от невысот.

              (Надо: Французы отступили от занятых высот.)

     Г2 — Ошибка в образовании формы слова.

              Неожиданной встречью (надо: неожиданной встречей);

              быть дворницей (надо: быть дворником);

              хотенье читать (надо: желание читать).

     Г3 — Нарушение норм согласования.

              Житков был серьезный человеком.

              (Надо: Житков был серьезным человеком.)

              Ей нравилась, как актриса играет роль.

              (Надо: Ей нравилось, как актриса играет роль.)

     Г4 — Ошибки в управлении.

              Скучать по вам, тосковать по нам.

              (Надо: Скучать по вас, тосковать по нас. П. п. употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа.)

              Каждому человеку есть право выбора.

              (Надо: У каждого человека есть право выбора.)

     Г5 — Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

              В романе «Евгений Онегин» меня привлекает Татьяна и Ленский.

              (Надо: В романе «Евгений Онегин» меня привлекают Татьяна и Ленский.)

              Моя мечта была работать в цирке.

              (Надо: Моей мечтой было работать в цирке.)

              На уроке отвечало четыре человека.

              (Надо: На уроке отвечали четыре человека.)

     Г6 — Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

              Прочитав книгу, у каждого складывается свое впечатление о ней. (Надо: После прочтения книги у каждого складывается свое впечатление о ней.)

              Читая сказки Пушкина, меня восхищает в них все.

              (Надо: Когда я читаю сказки Пушкина, меня восхищает в них все.)

              Прочитав роман, меня поразила судьба героев.

              (Надо: Когда я прочитал роман, меня поразила судьба героев.

              Или: Прочитав роман, я был поражен судьбой героев.)

               Гремя стальными кузовами в разные стороны, ехали самосвалы. (Надо: Гремя стальными кузовами, в разные стороны, ехали самосвалы.)

     Г7 — Ошибки в построении предложений с причастными оборотами. Определяемое слово должно стоять перед причастным оборотом или после него. Лежащая книга на столе прочитана.

              (Надо: Лежащая на столе книга прочитана. Или: Книга, лежащая на столе, прочитана.)

     Г8 — Ошибки в построении предложений с однородными членами. Пью чай с лимоном и с удовольствием (И. Б. Голуб).

              (Союзом и соединены неоднородные по значению слова. Надо:

              Я люблю читать романы, повести, прозу, рассказы.

              (В ряд однородных членов введены родовые и видовые понятия, слово «проза» включает более узкие понятия романы повести, рассказы. Надо: Я люблю читать прозу: романы, повести, рассказы. Или: Я люблю читать романы, повести, рассказы.)

     Г9 — Ошибки в построении сложного предложения.

              Может быть, кто-то не находит в Псковской области ничего интересного, то я с этим не согласен. (Два предложения соединены сочинительной противительной связью, поэтому вместо то следует употребить но.)

              Который человек бережет свою честь, он не сделает подлости. (Определительное придаточное предложение должно следовать за определяемым словом. Надо:                Человек, который бережет свою честь, не сделает подлости.)

     Г10 — Ошибки в построении предложений с прямой и косвенной речью, в цитировании.

              Драгунский капитан хотел, чтобы Грушницкий придрался к какой-нибудь глупости и вызвал Печорина на дуэль, а «в пистолеты, мы не положим пуль».

             (При замене прямой речи косвенной надо заменить личные и притяжательные местоимения, изменить форму глагола так, чтобы вся речь была передана от лица автора, в данном случае вашего лица. Надо: Драгунский капитан хотел, чтобы Грушницкий придрался к какой-нибудь глупости и вызвал Печорина на дуэль, а в пистолеты они не положат пуль.)

             Печорин говорил Грушницкому, что «откажись от клеветы». (Надо: Печорин говорил Грушницкому, чтобы тот отказался от клеветы. Или: Печорин говорил Грушницкому: «Откажись от клеветы».)

             Чацкий считает, что Молчалин: «Услужлив, скромненький, ума в нем только мало».

             (Цитата должна быть введена в форме либо прямой речи, либо части косвенной речи, либо в форме какого- либо члена предложения. Соответственно должны быть расставлены знаки препинания. См. стр. 107, 108.

             Надо: Чацкий считает, что Молчалин «услужлив, скромненький», «ума в нем только мало».

             Или: Чацкий размышляет:

А чем не муж! Ума в нем только мало...

Услужлив, скромненький...)

     Г11 — Пропуск необходимого слова.

               Как ты чувствуешь сегодня?

               (Здесь слово чувствуешь требует употребления рядом возвратного местоимения себя. Надо: Как ты чувствуешь себя сегодня?)

               Татьяна Ларина привлекает читателей и самого своей необычностью. (Необходимо проверить все словосочетания в предложении, ликвидировать недосказанность:

     Г12 — Нарушение границ предложений.

               Однажды. Это было в воскресенье. Мы встали очень рано.

               (Здесь деление является неоправданным, так как целостность высказывания нарушается. Надо: Однажды (это было в воскресенье) мы встали очень рано. Или: Однажды в воскресенье мы встали очень рано.)